Положение о дополнительных образовательных общеразвивающих программах

Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса»
Рассмотрено:
на заседании педсовета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
Протокол № 1 от 30.08.2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального автономного учреждения
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах (далее - Положение) определяет единый порядок разработки, оформления и
утверждение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее
общеразвивающие
программы)
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса» (далее Учреждение).
1.2. Положение разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепцией развития дополнительного образования
детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р); Приказом министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Письмом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014
№
41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»; Уставом МАУ ДО
«ДЮЦ «Алые паруса».
1.3.
Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению, а также
регламентирует порядок принятия и утверждения общеразвивающих программ в
Учреждении.
1.4. Согласно части 5 ст. 12 Закона об образовании образовательные программы
самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, если Законом об образовании не установлено иное.

1

1.5.
Содержание общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются
образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением (ч. 4 ст. 75
Закона об образовании).
2. Основные характеристики дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
2.1. Общеобразовательная программа выполняет следующие функции:
- нормативную, является документом обязательным для выполнения в полном
объеме;
- целеполагания, определяет цели и задачи, ради достижения которых она введена в
ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися;
- процессуальную, определяет логическую последовательность усвоения элементов,
организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочную, устанавливает уровень дополнительной общеразвивающей программы,
систему контроля, включающую формы выявления, фиксации и предъявления
результата обучающихся.
2.2. Дополнительная общеразвивающая программа для детей должна учитывать
возрастные и индивидуальные особенности детей.
2.3. Общеразвивающие программы могут быть следующей направленности:
технической, естественно научной, физкультурно-спортивной, художественной,
туристско-краеведческой, социально-педагогической.
2.4. Методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии,
используемые в процессе реализации общеразвивающих программ, не должны наносить
вред физическому или психическому здоровью обучающихся.
2.5. При реализации общеразвивающих программ могут быть использованы различные
образовательные технологии.
2.6. Форма обучения по общеразвивающим программам определяется Учреждением
самостоятельно.
3. Содержание общеразвивающих программ
3.1 В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей,
утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р (далее - Концепция) содержание дополнительных образовательных программ
ориентированно на:
- создание необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление,
развитие и поддержка талантливых обучающихся;
2

-

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового
воспитания обучающихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья обучающихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с
федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
3.2.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ
должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета
результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
4. Структура общеразвивающей программы
4.1. Общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- комплекс основных характеристик общеразвивающей программы;
- комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации;
- список литературы.
4.2. Титульный лист включает (прил. 1):
- наименование образовательной организации;
- гриф «Рассмотрено», дата, № заседания педагогического совета;
- гриф «Утверждаю», дата, подпись директора Учреждения;
- название общеразвивающей программы;
- адресат общеразвивающей программы;
- срок реализации общеразвивающей программы;
- ФИО должность разработчика общеразвивающей программы;
- город и год разработки.
4.3. Комплекс основных характеристик:
4.3.1.
Пояснительная записка (общая характеристика общеразвивающей программы)
должна содержать:
- направленность (профиль) общеразвивающей программы;
- актуальность, педагогическая целесообразность общеразвивающей программы;
- отличительные особенности общеразвивающей программы от уже существующих
аналогичных программ, программ взятых за основу при разработке, основные идеи,
которые придают программе своеобразие;
3

-

адресат общеразвивающей программы - примерный портрет обучающегося, для
которого будет актуальным обучение по данной программе;
- объем общеразвивающей программы - общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;
- формы обучения и виды занятий - лекции, практические семинарские занятия,
лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы и др.;
- сроки реализации общеразвивающей программы определяется содержанием
программы - количеством недель, месяцев, лет, необходимых для освоения
программы;
- режим занятий - периодичность и продолжительность занятий.
4.3.2. Цели и задачи общеразвивающей программы:
Цель - предполагаемый результат образовательного процесса.
Формулировка цели должна быть краткой, лаконичной, отражать представление о
результате освоения данной программы, должна быть реальной достижимой с
возможностью оценки степени ее достижения, соответствовать возрастным особенностям
обучающихся.
Задачи - это конкретные результаты реализации программы, должны быть
технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения,
воспитания и развития, заявленных в цели общеобразовательной программы.
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами.
При формулировки задач можно воспользоваться любой типологией в рамках
направленности общеразвивающей программы.
Цели и задачи должны соотноситься с планируемыми результатами.
4.3.3. Содержание общеразвивающей программы:
- учебно-тематический план содержит наименование разделов и тем, определяет
последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием
теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля), оформляется в
виде таблицы; составляется на каждый год обучения отдельно (прил. 2);
- содержание программы описание разделов и тем программы с
последовательностью заданной учебно-тематическим планом, включая описание
теоретических и практических частей по каждой теме (прил. 2).
4.3.4. Планируемые результаты:
Формируются с учетом цели и задач общеразвивающей программы и определяют
освоенные знания, умения, навыки, личностные достижения обучающихся, выраженные в
развитии общих и специальных способностей, с возрастными особенностями
обучающихся и составляются для каждого года обучения.
Содержание того, что обучающиеся должны знать, определяется в соответствии
теоретическими пунктами программы, а уметь - с практическими.
4.4. Комплекс организационно-педагогических условий.
4.4.1. Календарный учебный график:
Составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных
характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество
учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных
периодов/этапов; календарный учебный график является обязательным приложением к
общеразвивающей программе и составляется для каждой группы (прил. 3).
4

4.4.2. Условия реализации общеразвивающей программы:
Материально-техническое обеспечение: характеристика помещений для занятий по
программе, площадок, перечень оборудования, приборов, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы; информационное обеспечение - аудио-, видео-,
фото-, интернет источники; кадровое обеспечение - критерии отбора, профессионализм,
квалификация педагогов занятых в реализации общеобразовательной программы.
4.4.3. Формы аттестации:
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения
программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно­
тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс,
фестиваль, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.)
4.4.4. Оценочные материалы:
Пакет диагностических методик, позволяющий определить достижения обучающиеся
планируемых результатов. Может быть представлен в виде приложения к программе.
4.4.5. Методические материалы:
Обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее
реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе
(пособия, оборудование, приборы, дидактические материалы); краткое описание общей
методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе
информационных.
4.4.6. Рабочая программа:
Нормативный документ педагога, в соответствии с которым он обеспечивает реализацию
в полном объеме дополнительной общеразвивающей программы. Рабочая программа
регламентирует организацию образовательной деятельности и определяет объем, порядок,
содержание и реализацию общеразвивающей программы в условиях конкретного
учебного года, в соответствии с учебным планом, расписанием занятий, и количеством
учебных недель в году. Рабочая программа составляется индивидуально каждым
педагогом на основе дополнительной общеразвивающей программы на текущий учебный
год в виде приложения «Календарно-тематическое планирование» и составляется для
каждой группы (прил. 4).
4.4.7. Список литературы:
Включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, сборники
упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов),
справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы,
карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного
процесса - педагогов, обучающихся; оформляется в соответствии с требованиями к
библиографическим ссылкам.
5. Порядок утверждения общеразвивающей программы
5.1. Общеразвивающая программа рассматривается и утверждается на педагогическом
совете Учреждения, утверждается приказом директора Учреждения.
5.2. На титульном листе общеразвивающей программы ставятся соответствующие
грифы: гриф о рассмотрении на педагогическом совете с указанием даты рассмотрения и
5

номером протокола; гриф об утверждении программы директором Учреждения со
ссылкой на приказ по учреждению, номер приказа и дата его подписания.
5.3.
Структурные элементы общеразвивающей программы «Календарный учебный
график» и «Календарно-тематическое планирование» ежегодно согласовываются с
заведующим отдела дополнительного образования.
6. Хранение общеразвивающей программы
6.1. Общеразвивающая программа и ее электронная копия хранятся у руководителя
отдела дополнительного образования,
педагога дополнительного образования
реализующего данную общеразвивающую программу.
6.2. Сроки хранения не регламентируются и зависят от наличия условий (кадровых,
материальных), необходимых для реализации общеразвивающей программы. В случае
отсутствия условий реализации электронный вариант программы направляется в архив, а
печатный уничтожается.

6

Приложение № 1 к Положению

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»

Рассмотрено:
на педагогическом совете
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
от «____»___________20____г.
протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
__________________/ФИО/
«
»
20 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
__________ направленности
«____________________»
название программы

для обучающихся_____лет
срок реализации___год (а)

Программу составил:
Ф.И.О.
должность

г. Верхняя Пышма
20 г.

7

Приложение № 2 к Положению
Учебный план____года обучения
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

Теория

Всего

Практика

Форма
аттестации/
контроля

1.
2.
ИТОГО

Содержание учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег
приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки
вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др.
Эстафета. Спортивные игры.________________________________________________

8

Приложение № 3 к Положению
СОГЛАСОВАНО
_______________ 20___г.
Заведующий ОДО
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
/ФИО/
Календарный учебный график
Дополнительной общеразвивающей программы
наименование программы

на 20___/20___учебный год
Год

Д ата начала

Д ата окончания

В с его уч ебн ы х

К оличество

К оличество

обучения

обучен и я по

обуч ен и я по

недель

у ч еб н ы х д н ей

у ч еб н ы х часов

програм м е

програм м е

Р еж им занятий

Педагог дополнительного образования/тренер-преподаватель Ф.И.О

9

Приложение № 4 к Положению
СОГЛАСОВАНО
_______________ 20___г.
Заведующий ОДО
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
/ФИО./
Календарно-тематическое планирование
Дополнительной общеразвивающей программы
наименование программы

___года обучения
на 20___/20___учебный год

№
п/п

Сроки
п рохож ден и я
темы

Т ем а занятия

Ф орм а
занятия

К ол-во
часов

Ф орма
контроля

1.
2.
3.

Педагог дополнительного образования/тренер-преподаватель Ф.И.О

10

Прошито пронумеровано
и с к р е п л е н о пе ч а т ь ю
-//
листов

Мосиенко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».