МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
ПОЛОЖЕНИЕ
об этике общения в родительских чатах в социальных сетях и мессенджерах
г. Верхняя Пышма, 2023
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об этике общения в родительских чатах в социальных сетях и
мессенджерах (далее - Положение) определяет правила общения в мессенджерах и
социальных сетях сотрудников и родителей (законных представителей) обучающихся
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско
юношеский центр «Алые паруса» (далее - МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»).
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»,
Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных», письмом Мин просвещения России от 20.08.2019 № ИП-941/06/484,
уставом МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса».
1.3. Для целей Положения применяются следующие основные понятия:
Мессенджер - программа для обмена сообщениями через Интернет в реальном времени
через службы мгновенных сообщений (Windows Live Messenger, ICQ, AOL,
WhatsApp, Viber, Telegram, VK и другие).
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для
построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Чат — это средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального
времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение.
Родительский чат - это групповая форма взаимодействия в социальной сети или
мессенджере, в которую входят родители обучающихся, а также представители
образовательной организации, предназначенная для обсуждения организационных
мероприятий, связанных с условиями обучения и воспитания детей.
Участники чата - родители (законные представители) обучающихся, педагоги и иные
представители образовательной организации, в том числе администратор чата.
2. Порядок создания и администрирования родительского чата
2.1. Родительский чат создается по инициативе педагогического коллектива МАУ ДО
«ДЮЦ «Алые паруса» или родителей (законных представителей) обучающихся.
2.2. При создании родительского чата назначается ответственный администратор,
который будет следить и контролировать за порядком общения между участниками чата и
вовремя удалять негативную и избыточную информацию. Прежде чем, включить
родителя (законного представителя), сотрудника в групповой чат, администратор
знакомит их с правилами поведения в группе чата (Приложение 1).
2.3. В состав родительского чата участники включаются только по собственному
желанию. Педагогические сотрудники МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса» не вправе
принуждать родителей (законных представителей) обучающихся вступать в родительский
чат.
2
2.4. Если во время переписки в родительском чате ситуация выходит из-под контроля,
участники нарушают правила общения, администратор чата должен напоминать о
правилах общения.
2.6. Администратор чата вправе заблокировать (отправить в бан) участника чата, который
более трех раз нарушил правила общения в чате, на срок до одного месяца.
2.7 Администратор вправе разблокировать участника чата досрочно, если последний
принес извинения участникам чата, и никто из участников не против его разблокировки.
2.8. Администратор чата не вправе удалять или блокировать участников чата по
причинам, не связанным с правилами общения в нем, руководствуясь своими личными
предпочтениями.
2.9. Если из МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса» увольняется работник, который входит в
состав чата, или выбывает обучающийся, чьи родители (законные представители)
являются участниками чата, то Администратор удаляет такого работника или родителя
(законного представителя) из родительского чата.
3. Правила общения в родительских чатах
3.1. Участники чата вправе:
•
•
•
•
•
•
•
узнавать или уточнять важную информацию, затрагивающую интересы детей и
участников чата по вопросам образовательной деятельности в МАУ ДО «ДЮЦ
«Алые паруса»;
размещать информацию о расписании занятий, о домашнем задании и т.д.;
обсуждать вопросы, которые касаются организации досуга детей в
образовательной организации;
делиться справочной информацией, полезной для обучения и воспитания детей;
сообщать об утерянных и найденных вещах, сообщать информацию в целях
содействия в их поиске;
сообщать или уточнять иную информацию, которая связана с образовательным
процессом в МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»;
выйти из чата в любое время.
3.2. Участники чата обязаны:
•
•
•
•
соблюдать деловой стиль при общении в переписке, четко и лаконично
формулировать свои обращения;
проявлять терпимость и сдержанность в общении с другими участниками чата;
решать возникшие недоразумения и конфликты мирным путем в соответствии с
нормами морали, этики, законодательства и локальных актов МАУ ДО «ДЮЦ
«Алые паруса»;
воздерживаться от иных действий, препятствующих нормальному общению или
провоцирующих противоправное поведение и конфликты.
3.3. Участники чата не вправе:
•
•
писать сообщения в родительский чат ранее 07:00 и позже 21:00;
«засорять» чат пустым общением (сленгом, смайликами, междометиями,
открытками, поздравлениями);
3
•
•
•
•
грубить, хамить, выказывать пренебрежительный тон, заносчивость, делать
предвзятые замечания, предъявлять неправомерные, незаслуженные обвинения,
угрозы;
использовать в речи бранные, нецензурные выражения, прозвища и иные
обидные слова, унижающие честь и достоинство собеседника;
писать сообщения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а
также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола,
расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно
принадлежности к какой-либо социальной группе;
писать в общем групповом чате информацию личного характера.
4
Приложение 1
Памятка для родителей
«Этика поведения в родительских чатах»
Уважаемые родители (законные представители) обучающихся! Для вашего удобства
общения в социальных сетях и мессенджерах, предлагаем вашему вниманию - памятку
«Этика поведения в родительских чатах»
Важ но! Участники родит ельских чатов объединены во все н е друж бой, а
необходимост ью . И м енно поэт ому в се родит ели долж ны соблюдать элемент арную
эт ику общ ения в чатах.
Родительский чат - своего рода инструмент для удобства мам и пап. В группах решаются
организационные вопросы. Но, пролистывая чат ежедневно, можно понять, что любую,
даже самую интересную идею, можно превратить в полный абсурд.
Так происходит потому, что большинство родителей просто не слышат друг друга. Они
не допускают мысли о том, что у кого-то может быть другая точка зрения. Отсюда
бесконечные конфликты и споры. Участники вступают в диалоги только для того, чтобы
оспорить чье-то мнение, «выделиться из толпы». Чтобы родительский чат стал
действительно важным инструментом, родители и должны соблюдать элементарную
этику общения в подобных группах.
1. Обходиться без благодарностей
Наверняка, каждый участник родительского чата частенько видит картину: выложено
сообщение, а за ним еще 30 сообщений с репликами «спасибо». К слову, между этими
репликами еще и встречаются уточняющие вопросы от особо непонятливых родителей. К
концу таких «диалогов» можно увидеть сообщение от отвлекшейся мамы относительно
того, что же все-таки надо сделать.
Постоянные благодарности в родительском чате совершенно ни к чему. Один родитель,
написавший «спасибо», обязывает остальных ответить тем же. Это засоряет всю беседу,
в результате чего многие не могут найти нужную информацию. Если уж так хочется
поблагодарить, достаточно просто поставить сердечко около реплики.
2. Уважать чужой отдых
Конечно, все родители ставят родительские чаты на беззвучные режимы. Но все таки не
стоит начинать обсуждение проблем до 7 утра и после 21 вечера. Люди приходят с работы
и хотят отдохнуть после тяжелого дня, а не вступать в дискуссии со скучающей мамочкой
в декрете. Следует уважать чужой отдых и хотя бы смотреть на часы перед тем, как
отправить сообщение.
3. Запрет на аудиосообщения
Отправление голосовых сообщений в родительский чат - моветон. Это раздражает многих
родителей, особенно, когда таких аудиосообщений несколько подряд и их
продолжительность составляет больше минуты. Лучше коротко написать свое мнение,
тем более голосовые сообщения мало кто будет слушать.
4. Никаких поздравлений
В мессенджерах есть отличные функции - можно отправлять яркие анимации, стикеры,
картинки. Однако это уместно только в личной переписке. В родительском чате подобные
элементы недопустимы. Бесконечные картинки с ангелочками, довольные смайлики и
череда реплик «спасибо» - просто лишний мусор в родительской группе.
Кроме того, иногда праздники не являются общими. К примеру, семья мусульманского
дошкольника вряд ли будет отмечать православную Пасху. Поэтому не стоит пытаться
создать праздничное настроение всем родителям группы.
5
5. Запрет на глупые посты
Частенько в родительском чате проскакивают сообщения рода: «продам детскую
кроватку» или «отдам котят». Для таких сообщений существуют специальные группы как
в мессенджерах, так и в социальных сетях. Совершенно ни к чему засорять ими
родительскую группу, которая априори создавалась для других целей.
Иногда некоторые неравнодушные родители даже могут спросить породу тех самых котят
и цвет детской кроватки. Участник, выложивший такой пост, вступает в диалог, в
результате все родители группы в курсе всех ненужных подробностей.
6. Взаимная вежливость
В родительских чатах без споров не обойтись. Родители спорят по поводу и без повода:
новогодние подарки, поведение детей в группе и др. Иногда споры ведутся даже по
пустякам. Но даже в таких случаях все родители обязаны вести себя вежливо по
отношению к собеседникам.
Ни в коем случае нельзя переходить на личности, оскорблять кого-то из родителей или
ставить себя выше других. Если сложно справиться с агрессией, лучше вообще
промолчать и не вступать в баталии.
7. Спам
Не публиковать в чат:
-фэйковые новости;
-вопросы по поведению любого ребенка и любые конфликтные ситуации. Все вопросы
могут обсуждаться в только в личной переписке с родителем и педагогом
-постороннюю информацию в виде фото или картинок, рекламу;
-просьбы о передачи информации о здоровье своего ребенка, время опоздания и
т.п. - эту информацию пишите лично воспитателю.
8. Не учить других
В родительском чате часто выясняется, что некоторые родители пишут безграмотно.
Есть и такие, которые физически не могут терпеть ошибки в самых простых словах.
Нужно запомнить: у каждого родителя свой уровень образования. Никто не обязывает
писать грамотно, это не школа. Никаких фраз относительно безграмотности кого-то из
родителей в чате быть не должно.
Что делать, если в родительском чате вас начали провоцировать или оскорблять?
Если в родительском чате вас начали провоцировать и оскорблять, то:
1.
Первоначально стоит мирно попросить обидчика не высказывать свою субъективную
оценку в публичном доступе.
2.
Затем можно обратиться к администратору чата.
Главное, не опускаться до стиля общения обидчика и не переходить на ответные
оскорбления.
Заключение
Родительский чат - это публичное пространство, в котором так же, как и в обществе,
нужно соблюдать правила приличия. Разумеется, не должно быть хамства, нецензурной
брани, обсуждения отсутствующих родителей и самих обучающихся. Еще 10 лет назад
родительских чатов не существовало, поэтому не было и правил поведения в таких
группах. Сейчас же у родителей есть прекрасная возможность всегда оставаться в курсе
событий, но для этого все должны соблюдать этику электронного общения.
6