Миг

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.

Д ополнительная общ еобразовательная общ еразвиваю щ ая программа
худож ественной направленности
«М иг»

для детей 1 1 - 1 7 лет
срок реализации программы 2 года.

Автор-составитель:
Кирилкина Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

г. Верхняя Пышма, 2024

1. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в
совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.
Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее
проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на
восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е.
позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к
аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический
вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные
ориентиры разных эпох и народов.
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному
развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к

искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены
основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к
художественным ценностям мировой культуры.
Преодолевая время и пространство, сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Театр - это не только вид искусства, но и сокровища мировой культуры, область знания
мирового значения. Современные социальные условия требуют от ребёнка определенных
способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда обладает высокой
интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель
жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют
обучающемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и
создания вокруг себя комфортной среды. Анализ жизненных ситуаций через этюдную
работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как
отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие
определенных обстоятельств или поступков, которые можно и нужно преодолевать. И уж
ни в коем случае не сотворить его самому. Театральная игра - способ развить у детей
способности полноценного общения и самореализации.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,
которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно эмоциональную сферу.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого участника
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она
предоставляет возможность, помимо полученных базовых знаний, эффективно готовить
обучающихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Направленность
направленности.

программы -

данная программа относится к художественной

Программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные
заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для
общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого
гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой
профессии, даже далекой от театра.
Театр - одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей,
положительного личностного развития. Театр - это средство коллективного воспитания.
Театр - является наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения
ребенка. В театральной игре ребенок доступными ему средствами учится познавать и
осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг. Театр - коллектив
единомышленников, в котором всех участников: педагогов, детей, родителей - объединяет
интересная совместная творческая деятельность. Взрослые и дети в коллективе имеют
равные права, одинаково соблюдают правила и законы, установленные коллективом.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой
нравственного воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время,
сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, танца, литературы и актерской
игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональной мир ребенка. Занятия
сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу
чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
На основе анализа социальный проблем и наблюдений можно сделать вывод, что в
настоящее время технологического прогресса, у детей все чаще проявляется замкнутость в
общении со сверстниками, процесс фантазирования только уже в существующих сюжетах
предложенных игр и телепередач.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Всё это может дать театрализованное действие.
Данная программа ориентирована на приобретение детьми определенных знания по
актерскому мастерству, сценической речи, а также развитие в себе физических данных и
навыков пластического театра.
Во-первых, в процессе изучения актерского мастерства, возможно, увидеть и усвоить
как образец социального опыта ту историю, которая будет представлена в сюжете пьесы.
Сюжет пьесы (то, что в ней происходит с героями), изложенной драматургом истории,
является определяющим фактором интереса к театру как к искусству. Чем большей ребенок
владеет информацией о чужом социальном опыте, тем больше у него возникает вариантов
развития ситуации, встретившейся в его жизни.
Во-вторых, усвоив теорию по предмету сценической речи, учащиеся могут
практически отрабатывать упражнения не только на занятиях, но и дома, что способствует
улучшению и развитию артикуляционного аппарата. И формирует грамотно поставленную
речь, которая окажет большую пользу в дальнейшей жизни ребёнка.
В-третьих, использование в предмете сценического движения не только упражнения
направленных на улучшение физических качеств ребенка и умений работать в парах, но и
упражнения на развитие пластической импровизации у детей, содействуя многостороннему
использованию полученных навыков в театральном искусстве, что является новизной
программы.
Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство
ритма, творческое воображение, фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и
окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом,
физическим телом. Прививают ему
практические навыки и умения, необходимые в
процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективно­
творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы
коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной
задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов,
комплексов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.
Отличительной особенностью образовательной программы является то, что процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской

культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре,
которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у обучающихся объединения. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и
воспитания
детей.
Полученные
знания
позволят
обучающимся
преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Адресат программы:
В реализации данной программы участвуют дети от 11 до 17 лет.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуально­
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Группы комплектуются
из всех желающих, без предварительного отбора, безотносительно к способностям ребенка,
наличию или отсутствию у него каких-либо театральных данных.
Количество обучающихся в группе:
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный. Возможно
пополнение её в течение учебного года при наличии свободных мест. Численность группы
12 - 20 человек.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа;
- продолжительность одного академического часа - 40 минут;
- перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Год обучения
1
2

Количество часов
в неделю
6
6
Итого по программе

в год
216
216
432

Срок освоения: Программа «Миг» рассчитана на 2 года обучения.
Уровневость программы:
«Продвинутый уровень»
- Умение работать над ролью, разбирать логику действия персонажа в определенных
предлагаемых обстоятельствах. Владение техникой речи (дикция, дыхание, голос).
Освоение работы с партнером в импровизации. Создавать пластические этюды с
применением трюковой пластики.
- Закрепление предыдущего материала, усвоение знаний работы над пьесой. Понимание
логики речи и литературного текста.
Освоение этикета и манер поведения в разные эпохи.
Постановочная работа.
Самостоятельное создание пластических номеров.

Форма обучения - очная,
а также - групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Программа содержит следующие темы:
1. Актерское мастерство;
2. Сценическая речь;
3. Сценическое движение.
Виды занятий - теоретические и практические занятия, а также показательные
выступления и мастер классы.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические
обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и
передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются
практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства,
культуры речи и движения, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги.
Основной дисциплиной программы на первом году обучения является театральная
игра, со второго года обучения актерское мастерство. Смежные дисциплины: сценическая
речь, сценическое движение.
Формы проведения результатов: устные опросы, самостоятельное выполнение
упражнений, практические и открытые занятия, отчетные спектакли, фестивали и
конкурсы.
Метод реализации цели и задач программы:
Методы обучения:
- Репродуктивный;
- Иллюстративный;
- Проблемный;
- Эвристический.
Методы воспитания:
- Убеждения;
- Упражнения;
- Личный пример;
- Поощрения.

Все методы обучения реализуются различными средствами:
- Предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с
использованием наглядным пособий и технических средств;
- Практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
- Интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
- Эмоциональными - переживание, представление, интерес.
Формы организации деятельности обучающихся:

-

актерский тренинг;
театральные игры и упражнения;
развивающие игры и упражнения;
ситуационные игры и этюды;
беседы;
экскурсии;
просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических
спектаклей;
постановка спектаклей;
концертная деятельность.

Методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
- показа;
- подсказа;
- рассказа;
- метод действенного анализа.
Виды занятий:
- практическое занятие;
- открытое занятие;
- спектакль;
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- репетиция.
Формы подведения результатов:
- устные опросы;
- самостоятельное выполнение упражнений;
- спектакль;
- участие в конкурсах, праздниках и фестивалях.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель программы: развитие творческого потенциала у обучающихся средствами
театральной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- обучить детей основам театральной деятельности;

-

обучить теоретическим знаниям сценической речи;
познать пластику своего тела, а также понятие пластического театра;
расширить знания в истории зарубежного и русского театра, а также других видов
искусств.

Развивающие:
- сформировать навыки актерского мастерства;
- раскрытие творческой индивидуальности обучающегося через освоение техники
работы над собой;
- развить творческие артистические способности детей;
- способствовать снятию мышечного и психологического зажима;
- сформировать грамотно поставленную речь;
- формирования умения воплощать представления и фантазии в учебной работе и
исполнительной практике;
- освободить природный голос ребенка от мышечного напряжения;
- развить коммуникативные и организаторские способности обучающихся.
Воспитательные:
-

воспитать социальную активность личности обучающихся;
воспитать умение ребенка работать в коллективе;
сформировать художественно-эстетический вкус

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы
-и №- п
/

1.
2.
3.
4.

Наименование дисциплины
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Всего

1 год обучения

2 год обучения

144
36
36
216

144
36
36
216

Дисциплина 1. Актерское мастерство.
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной
среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения
и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход
снабжает обучающегося театральной студии необходимым опытом и техническими
навыками для дальнейшего самосовершенствования.
Данный кур органично вытекает из учебной дисциплины «театральная игра» и рассчитан
на детей 2,3,4 года обучения.
Дисциплина 2. Сценическая речь.
Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным
художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие

мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпии и
выстраиванию логико-интонационной структуры речи.
В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ
работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного
действия, освоение предложенного текстом обстоятельства, выработка умения осваивать
стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над
техникой речи и с литературным текстом.
Дисциплина 4. Сценическое движение.
Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в
котором психическое и физическое существуют в неразрывной связи.
Раздел «сценическое движение» направлен на развитие специальных качеств актера
(аппарат воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью,
расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем
проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по
смыслу и разнообразным по окраске реакциями.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Продвинутый уровень»
(1-й год обучения)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1
3.
3.1
3.2

Разделы, тема
Дисциплина: Актерское мастерство.
Воздействие. Выбор объекта общения.
Работа над ролью.
Репетиционно-постановочная работа.
Дисциплина: Сценическая речь.
Техника речи.
Дисциплина: Сценическое движение.
Трюковая пластика.
Пластическая импровизация.
Всего:

Количество часов
Теория
Практика
Всего
19
125
144
11
37
48
8
28
36
60
60
6
30
36
6
30
36
7
29
36
5
19
24
2
10
12
32
184
216

1. Дисциплина: Актерское мастерство.
1.1. Воздействие. Выбор объекта общения.
1.1.1. Виды сценического общения. Выбор партнера.
Теория: объяснение темы: сценическое общение, виды общения, ошибки при сценическом
общении.
Практика: упражнения «Простые действия», «Пляшу под свою дудку», «Один против
всех», «Случайно». Этюды на предлагаемые обстоятельства.
1.1.2. Установление контакта с партнёром.
Теория: объяснение темы «Способы установления контакта».
Практика: этюдная работа «Дом детства», «Антикварная лавка», «Стенка на стенку»,
«Другая страна», «Парк», «Вернисаж» и т.д.
1.1.3. Контакт с невидимым партнером. Безмолвное общение.

Теория: объяснение темы: внутреннее отношение, излучение и влучение, безмолвное
общение.
Практика: упражнения «Направление внимания», «Невидимые лучи», «Встань - сядь»,
«Дверь». Разыгрывание этюдов на основе диалогов.
1.1.4. Лучеиспускание и лучевосприятие.
Теория: объяснение темы: внутренняя сцепка, понятие «хватка», лучеиспускание и
лучевосприятие.
Практика: этюдные упражнения «Экскурсия», «Зал ожидания», «Ломбард», «Работа моей
мечты», «Эхо», «Примирение».
1.1.5. Секреты оценивания информации и персонажа.
Теория: объяснение темы: понятие «оценка», характер роли, секреты оценивания.
Практика: этюдные упражнения «Уникальная находка», «Вот так встреча», «День, ночь»,
«Последняя электричка», «Тебе письмо», «Лилипут»
1.1.6. Искусство отношения к персонажу и партнеру.
Теория: разбор темы на примерах известных пьес.
Практика: этюдные упражнения «Палуба речного парохода», «Старинный замок»,
«Ожидание», «Отношение к предмету», «Я шагаю по...», «Рынок».
1.1.7. Ответное воздействие.
Теория: объяснение темы: Отклик, общение с коллективным партнером, внутреннее
общение.
Практика: этюдные упражнения «Объявление», «Оправдание действия», «Писатель»,
«Что, где, когда?», «Цветочная клумба», разыгрывание этюдов на основе диалогов из пьес.
1.1.8. Непрерывное сценическое общение.
Теория: объяснение темы: драгоценная цепь.
Практика: этюдные упражнения «Купе», «Двое за столом», «Курортный город»,
«Гардероб в театре», «Вокзал», «Ощущение», «Очередь в приёмной».
1.2. Работа над ролью.
1.2.1. Изучение жизни.
Теория: объяснение темы о работе актера над ролью.
Практика: накопление запасов творческой пищи для последующей работы актерской
фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа.
Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж.
1.2.2. Фантазирование о роли.
Теория: объяснение темы.
Практика: актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные фабулой
пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного персонажа и
старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя.
1.2.3. Вскрытие подтекста.
Теория: объяснение термина «подтекст».
Практика: анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста.
1.2.4. Объяснение понятия: внешняя характерность.
Практика: подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок,
профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка элементов высшей
характеристики.

1.2.5. Психологический жест.
Теория: значение психологического жеста.
Практика: упражнения на нахождения психологического жеста через определенные
действия.
1.2.6. Тело актера.
Практика: упражнения «Воображаемый центр в груди», «Формирующий движения»,
«Реющие движения», «Излучающие движения», «Воображаемое тело».
1.2.7. Домашние этюды «на образ».
Теория: объяснение понятия «образ».
Практика: поиск убедительного варианта сценического образа для художественного и
физического перевоплощения.
1.3. Репетиционно - постановочная работа.
Теория: читка сценария. Распределение ролей.
Практика: репетиция спектаклей.
2. Дисциплина: Сценическая речь.
2.1. Техника речи.
2.1.1. Техника речи и ее значение.
Теория: роль слуха в воспитании речевого аппарата.
Практика: упражнения для тренировки дыхания и дикции.
2.1.2. Дикция.
Теория: понятие «дикция». Понятие артикуляция и характеристика гласных звуков.
Согласные звуки, их значение для формирования слов.
Практика: виды артикуляционных упражнений, гимнастика.
2.1.3. Дыхание и голос.
Теория: понятия дыхание и голос. Типы и виды дыхания. Роль дыхания в воспитании
речевого голоса. Смешано диафрагматический тип дыхания как основа постановки
речевого голоса.
Практика: виды дыхательных упражнений, гимнастика.
2.1.4. Дыхание и звук.
Теория: понятие «дыхание». Понятие «звук». Виды звуков.
Практика: практические занятия по дыханию. Упражнения на подачу звука, контроль
звука.
2.1.5. Голос и дикция.
Теория: голос и дикция. Мышечная свобода речевого аппарата.
Практика: певческая и речевая постановка голоса. Пословицы, скороговорки.
3. Дисциплина: Сценическое движение.
3.1. Трюковая пластика.
3.1.1. Приемы падений.
Теория: объяснение темы. Объяснение правил выполнения падений.
Практика: прыжки с приземлением на 1 и 2 ноги, прыжки с падением на бок, прыжки с
препятствиями, падение вперед, набок, назад, падение сверху и др.
3.1.2. Сценическая пощечина.
Теория: раскрытие понятия. Техника нанесения пощечины.

Практика: отработка пощечины.
3.1.3. Жонглирование.
Теория: техника жонглирования.
Практика: упражнения на тренировку ритма, ловкости, координации движений.
Жонглирование двумя, а по мере овладения, 3 мячами размером с теннисный мячик, каскад,
перебрасывание мячей и др.
3.2. Пластическая импровизация.
3.2.1. Оправдание эмоций.
Теория: объяснение понятий: эмоция, сопротивление в музыке, музыкальная ассоциация.
Практика: упражнения на оправдание эмоций своих и музыкальных композиций через
пластику тела.
Разминка: 3-х ступенчатая разминка, «пластилин», «птица», «резинка» и т.д.
3.2.2. Характер, эмоции в пластике.
Теория: объяснение понятий: характер персонажа, смена эмоций.
Практика: этюдная работа над эмоциями, сохранение характера, продвижение
эмоционального состояния тела с музыкой.
Разминка: «Пламя», «Полу ласточка», «Стена».
3.2.3. Импровизация с предметом.
Практика: упражнения на работу с предметом, передачу настроения через предмет,
отражение в предмете того, чем он не является.
Разминка: упражнения по пластике Древнегреческого театра.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
«Продвинутый уровень»
(2-й год обучения)
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2
3.
3.1.
3.2.

Разделы, тема
Дисциплина: Актерское мастерство.
Работа над пьесой.
Психология актера и зрителя.
Репетиционно-постановочная работа.
Дисциплина: Сценическая речь.
Логика речи.
Работа над текстом.
Дисциплина: Сценическое движение.
Историческая пластика.
Пластическая импровизация.
Всего:

Теория
31
25
6
10
4
6
4
3
1
45

Количество часов
Практика
Всего
113
144
19
44
24
30
70
70
26
36
10
14
16
22
32
36
20
23
12
13
171
216

1. Дисциплина: Актерское мастерство.
1.1. Работа над пьесой.
1.1. 1. Первое впечатление.
Теория: знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе.
Творческая манера драматурга.
1.1.2. Застольный период.

Теория: раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения
цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучения
действительности литературного материла.
1.1.3. Жанровые особенности пьесы.
Теория: понятие термина «жанр». Различие жанров.
Практика: упражнения на определение жанров различных пьес.
1.1.4. Замысел пьесы.
Теория: замысел основа сценического решения спектакля.
Практика: тренинги на развитие сочинений замыслов пьес, рассказов и личных характеров
героев.
1.1.5. Конфликт как основа пьесы.
Теория: значение термина «конфликт».
Практика: упражнения на обнаружение конфликтов в пьесах.
1.2. Психология актёра и зрителя.
1.2.1. Восприятие актера и зрителя.
Теория: объяснение темы: восприятие актера и зрителя, настройка восприятия, что такое
атмосфера театра.
Практика: задания на основе отрывков пьес.
1.2.2. Атмосфера спектакля.
Теория: раскрытие темы: выстраивание атмосферы, понятие атмосфера, обстоятельства
времени и места действия.
Практика: задания на создание атмосферы по мере усложнения (групповые импровизации
«Дети»).
1.2.3. Обнаружение физического действия.
Теория: объяснение темы: что такое верное физическое действие. Туалет актёра.
Практика: «рука», «привычное действие», «стул», «цель для действия», «войдите!»,
«Одежда».
1.2.4. Этюд и импровизация.
Теория: раскрытие понятий: этюд, импровизация.
Практика: парные этюды на взаимодействие, коллективные этюды на импровизацию,
этюды «образы существ и вещей».
1.3. Репетиционно - постановочная работа.
Теория: читка сценария. Распределение ролей.
Практика: прогоночные и генеральные репетиции спектакля, репетиции новогодней
программы, репетиции малыми группами, сводные репетиции, экзамен.
2. Дисциплина: Сценическая речь.
2.1. Логика речи.
2.1.1. Содержание и понятие орфоэпии.
Теория: Логика речи. Законы логики в речевом действии. Законы логики в речевом
общении: словесного действия, сверхзадачи, контекста, сквозного действия, перспективы
нового понятия, сравнения, сопоставления подтекста создания линии видения.

Практика: чтение смысловых отрывков. Особенности работы над монологом.
Совершенствование техники речи через исполнения стихотворений. Определение размера
стихотворения.
2.2. Работа над текстом.
2.2.1. Темпо-ритм речи.
Теория: понятие о речевом такте (звене), логическом ударении, логической паузе,
скелетирование фразы, дыхательной гимнастики.
Практика: чтение смысловых отрывков. Речь в движении. Дыхательная гимнастика.
2.2.2. Логический разбор.
Теория: логический разбор как первый этап в работе над освоением авторского текста.
Критерии выбора художественного материала. Композиционное построение, роль
кульминации в композиции. Сверхзадача и сквозное действие. Пути воплощения.
Практика: чтение смысловых отрывков.
2.2.3. Постановка голоса.
Практика: Подготовка речевого аппарата к выступлению на сцене, гигиена рта,
гигиенический массаж.
3. Дисциплина: Сценическое движение.
3.1. Историческая пластика.
3.1.1. Этикет и манеры поведения в различные эпохи.
Теория:
изучение
особенностей
стилевого
поведения
и правила этикета.
Практика: походки. Обращение с плащом, тростью, веерами, зонтиками, шляпами.
3.1.2. Поклоны.
Теория: объяснение темы «поклоны и виды поклонов».
Практика: отработка поклонов, принятых в европейском и русском обществе XVI - XIX и
начале XX столетия.
3.1.3. Сценический бой.
Теория: освоение навыков сценической борьбы и драки.
Практика: изучение техники боевой стойки. Передвижения в боевой стойке. Прямые
удары разными руками. Удары сбоку. Защита телом. Захват за горло. Бросок через себя.
3.2. Пластическая импровизация.
3.2.1. Изучение партнера.
Практика: упражнения на достижения взаимодействия партнеров по принципу ведущийведомый «Зеркало», «Характер движений», «Единство».
3.2.2. Контактная импровизация.
Теория: раскрытие темы: принципы взаимодействия друг с другом, жесты как сигнал,
контактный разговор.
Практика: парная работа на достижение взаимодействия в танце и эмоциональную отдачу.
3.2.3. Фантазирование в пластике.
Практика: соединение заготовленных связок с импровизацией в танце, подготовка
самостоятельных номеров.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:

-

-

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять
контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические
чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости
занятий театральным искусством для личного развития.
Предметные:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному
чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по произведениям;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
В ходе обучения по программе у обучающихся выработаются следующие качества:
Знания, умения и навыки:
1. Иметь представление о театре как о виде искусства, особенностях театра.
2. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений.
3. Иметь представление об устройстве речевого аппарата и звукообразования.
4. Уметь пользоваться важными средствами выразительности мимикой, жестами.
5. Уметь свободно ориентироваться на сцене, площадке.
6. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями.
7. Уметь сочинять этюды по сказкам.
8. Иметь представление о сценической культуре, иметь навыки работы в спектаклях.
9. учащиеся должны знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и
после спектакля;
10. виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма, комедия, трагедия);
11. чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
12. учащиеся должны уметь владеть комплексом артикуляционной гимнастики; действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;

13. произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; произносить одну
и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
14. читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
15. строить диалог с партнером на заданную тему; подбирать рифму к заданному слову и
составлять диалог между сказочными героями.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы - наличие учебных и служебных
помещений (класс для проведения занятий, сцена); стулья; маты; кубы различных форм;
зеркала; реквизит; костюмы; ширмы (стационарные, передвижные); технические средства
(музыкальные, световые).
Информационное обеспечение - аудио-, фото- и интернет-источники для фиксации
результатов, поиска материала для занятий.
Кадровое обеспечение - квалифицированные кадры в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к должности.
Методическое обеспечение программы осуществляется:
- внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный
процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
- учебно-методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов,
календарно-тематическими
планами,
планами
занятий,
методическими
рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными
заданиями;
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих
способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и
совместному творчеству.
Итоговая аттестация в детском театре является необходимым заключительным этапом
образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить реальную
результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой аттестации
необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому ученику,
учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности.
Итоговая аттестация проходит в конце года через творческий отчет или итоговый
спектакль.
Форма аттестации и оценочные материалы
«Продвинутый уровень»
(1-й год обучения)
№

Тема, разделы

Форма аттестации

1

Актерское мастерство:
1 Раздел. Воздействие.
Выбор объекта общения.
2 Раздел. Работа над
ролью.

Примеры теоретических вопросов:
1. Назовите виды сцен.общения
2. Что такое внутренний отклик, излучение и влучение?
3. Объясните понятия «хватка», «лучеиспускание»,
«лучевосприятие»
4. Раскройте понятия «оценка» и «характер роли»
5. Что такое отклик?
6. Чем различаются общение с коллективным
партнером и внутреннее общение?
7. Расскажите, что входит в работу актера над ролью?
8. Что такое «образ»?
Практика: открытые уроки, контрольные занятия,
наблюдение и анализ своих действий

2

3

3 Раздел. Репетиционно­
постановочная работа.
Сценическая речь:
1 Раздел. Техника речи.

Сценическое движение:
1 Раздел. Трюковая
пластика.
2 Раздел. Пластическая
импровизация.

спектакль
Примеры теоретических вопросов:
1. Какова роль слуха в технике речи?
2. Раскройте понятие «дикция»
3. Какие типы и виды дыхания вы знаете?
4. Раскройте понятие «звук»
Практика: чтение художественного произведения.
Спектакль. Контрольный урок. Обсуждение.
Примеры теоретических вопросов:
1.Правила выполнения падений
2.Что такое «сценическая пощечина»?
3.Что такое «пластическая импровизация»?
4.Раскройте понятие «характер персонажа», «смена
эмоций»
Практика: самостоятельное выполнение трюков,
импровизация, контрольные задания.

1. Дисциплинированность
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) соблюдать общие правила
поведения на занятии.
2- средний уровень: стремление в выполнении общих правил поведения на занятии.
3-высокий уровень: выполнение общих правил поведения на занятии.
4- повышенный уровень: осознанность в соблюдении всеми общих правил.
2. Коммуникативные умения
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) общаться, скованность,
закрытость.
2- средний уровень: контактность, готовность к диалогу.
3-высокий уровень: лёгкость и смелость в общении.
4- повышенный уровень: свободное творческое общение.
3. Умение работать в коллективе
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) выполнять общие правила.

2- средний уровень: стремление выполнять общие правила.
3-высокий уровень: осознанное отношение к коллективной работе.
4- повышенный уровень: стремление создать творческое взаимодействие в коллективе.
4. Самостоятельность
1-низкий уровень: отсутствие своего мнения о творческом процессе (для своего возраста
и уровня).
2- средний уровень: формирование своего мнения о творческом процессе.
3-высокий уровень: способность выражать своё мнение о творческом процессе.
4- повышенный уровень: способность дискутировать и представлять новые формы в
творческом процессе.
5. Творческая активность
1-низкий уровень: отсутствие желания творчески выражаться, зажатость (для своего
возраста и уровня).
2- средний уровень: стремление творчески проявлять себя.
3-высокий уровень: умение творчески проявлять себя, используя приобретённые навыки.
4- повышенный уровень: изобретение новых форм творческого существования.
6. Артистичность
1-низкий уровень: знание правил поведения на сцене, основ создания образа.
2- средний уровень: свободное и уверенное существование на сцене.
3-высокий уровень: способность к импровизации.
4- повышенный уровень: активная сценическая деятельность.
7. Сценическая речь
1-низкий уровень: знание техники сценической речи, знание техники сценической речи и
использование навыков.
2- средний уровень: чистая артикуляция.
3-высокий уровень: знание техники сценической речи и использование навыков.
4- повышенный уровень: использование голоса и артикуляции в создании образа.
8. Сценическое движение
1-низкий уровень: знание техники сценического движения.
2- средний уровень: знание техники сценического движения и использование навыков.
3-высокий уровень: мышечная свобода существования на сцене.
4- повышенный уровень: использование опыта в создании образа.
Форма аттестации и оценочные материалы
«Продвинутый уровень»
(2-й год обучения)
Тема, разделы
Форма аттестации
№
1 Актерское мастерство:
Примеры теоретических вопросов:
1. Что включает в себя работа над пьесой?
1 Работа над пьесой.
2. Психология актера и зрителя.
2. Что такое «жанр»?
3. Как раскрыть замысел пьесы?
4. Что такое «конфликт»?
5. Что такое атмосфера театра?
6. Что такое физическое действие?
7. Раскройте понятие «этюд»,
«импровизация»

Практика: открытый урок, сцены из
спектакля

2

3

3. Репетиционно-постановочная работа.
Сценическая речь:
1. Логика речи.
2. Работа над текстом.

Сценическое движение:
1. Историческая пластика.
2. Пластическая импровизация.

спектакль
Примеры теоретических вопросов:
1. Назовите законы логики в речевом
действии?
2. Что такое темпо-ритм речи? Что он в себя
включает?
3. Что входит в логический разбор
произведения?
Практика: чтение и разбор отрывка из
художественного произведения
Примеры теоретических вопросов:
1. Что такое «этикет»?
2. Какие бывают поклоны?
3. Что такое «сценический бой»?
4. Что такое «контактная импровизация»?
Практика: контрольный урок с
самостоятельным выполнением заданий.

1. Дисциплинированность
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) соблюдать общие правила
поведения на занятии.
2- средний уровень: стремление в выполнении общих правил поведения на занятии.
3-высокий уровень: выполнение общих правил поведения на занятии.
4- повышенный уровень: осознанность в соблюдении всеми общих правил.
2. Коммуникативные умения
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) общаться, скованность,
закрытость.
2- средний уровень: контактность, готовность к диалогу.
3-высокий уровень: лёгкость и смелость в общении.
4- повышенный уровень: свободное творческое общение.
3. Умение работать в коллективе
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) выполнять общие правила.
2- средний уровень: стремление выполнять общие правила.
3-высокий уровень: осознанное отношение к коллективной работе.
4- повышенный уровень: стремление создать творческое взаимодействие в коллективе.
4. Самостоятельность
1-низкий уровень: отсутствие своего мнения о творческом процессе (для своего возраста
и уровня).
2- средний уровень: формирование своего мнения о творческом процессе.
3-высокий уровень: способность выражать своё мнение о творческом процессе.
4- повышенный уровень: способность дискутировать и представлять новые формы в
творческом процессе.

5. Творческая активность
1-низкий уровень: отсутствие желания творчески выражаться, зажатость (для своего
возраста и уровня).
2- средний уровень: стремление творчески проявлять себя.
3-высокий уровень: умение творчески проявлять себя, используя приобретённые навыки.
4- повышенный уровень: изобретение новых форм творческого существования.
6. Артистичность
1-низкий уровень: знание правил поведения на сцене, основ создания образа.
2- средний уровень: свободное и уверенное существование на сцене.
3-высокий уровень: способность к импровизации.
4- повышенный уровень: активная сценическая деятельность.
7. Сценическая речь
1-низкий уровень: знание техники сценической речи, знание техники сценической речи и
использование навыков.
2- средний уровень: чистая артикуляция.
3-высокий уровень: знание техники сценической речи и использование навыков.
4- повышенный уровень: использование голоса и артикуляции в создании образа.
8. Сценическое движение
1-низкий уровень: знание техники сценического движения.
2- средний уровень: знание техники сценического движения и использование навыков.
3-высокий уровень: мышечная свобода существования на сцене.
4- повышенный уровень: использование опыта в создании образа.
Психолого-педагогическое сопровождение
Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование
психически здоровой, социально-адаптированной личности.
Структура личности (по К.К. Платонову)
ЛИЧНОСТЬ

ХАРАКТЕР

/
Подструктура направленн
Потребности, мотивы, цели, установки,
ценностные ориентации, интересы.
Подструктура социального опыта:
Знания, навыки, умения, привычки, статус
личности.
Подструктура форм отражения:
Воля, чувства, ощущения, восприятие,
память, мышление, воображение.

ЗМОЖНОСТИ

СПОСОБНОСТИ

Подструктура биологически
обусловленная:
Темперамент, половые и возрастные
особенности, патологические
изменения.

Для этого в коллективе:
- создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка. Это различные
театральные игры, этюды, работа с партнером, приобщение к участию в общественной
жизни;
- на занятиях создается атмосфера доброжелательности, формируется чувство
ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого
обучающегося создается ситуация успеха.
Основные принципы образовательной программы:
Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов,
ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно
и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни:
- Принцип гуманизации, основный на уважении личности, признании её самоценности и
самодеятельности.
- Принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных
возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального
развития.
- Принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно-исторических
ценностей, их сохранении и создании новых.
- Принцип коллективности творчества. Театр - искусство коллективное, только ансамбль
единомышленников может создать целостное художественное произведение - спектакль.
- Принцип равенства и демократии.
Итоговый спектакль в театральном коллективе - является необходимым заключительным
этапом образовательного процесса. Он позволяет всем участникам оценить реальную
результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой беседы,
необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому ученику,
учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. - Москва АСТ,
2010. - (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. Изд.:Флинта ..Москва, 2022.
3. Артур Бартоу. Актёрское мастерство. Американская школа. Издательство Альпина
нон-фикшн. 2015г. Источник: https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu
4. Бернард Хиллер. Секреты актерского мастерства в Голливуде Издательство АСТ 2015г.
Источник: https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu
5. Грачева Л. - Жизнь в роли и роль в жизни. - АСТ,2011.
6. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссера. Москва ,2022г.
7. И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. Сценическая речь. Издательство ГИТИС.
Театральное искусство. Источник: https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu
8. Ивана Чаббак. Мастерство актёра. Техника Чаббак. Издательство Эксмо ООО 2013 г.
Источник: https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu
9. Кипнис М.Ш. - Актерский тренинг искусства быть смешным. - Золотой фонд
актерского искусства, 2010.
10. Майкл Пауэлл. Актёрское мастерство для начинающих. Издательство: Эксмо, 2011.
Источник: https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu
11. Мария Кнебель: Слово в творчестве актера. Учебное пособие Издательство: Планета
музыки, 2022 г. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567058/
12. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. - Москва:
АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. - (Актерская книга)
13. Никулин С.К. - Искусство режиссуры XX века. - Москва. Артист. Режиссер, 2008.
14. Сергей Гиппиус. Гимнастика чувств. Актерский треннинг. Москва ,2017г. Источник:
https://vyborok.com/knigi-po-aktyorskomu-masterstvu.
15. Шихматов Л.М. - Сценические этюды. - С.П. Планета музыки,2014.
16. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ
Сфера, 2013.
17. Юрий Альшиц . Треннинг Forever. Для детей, подростков и их родителей Москва,
2021г.
Для обучающихся:
1. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К. Бажанова
// Обсерватория культуры. - 2010. - № 4. - С. 42-49
2. Детский театр - сказки, пьесы, сценарии. https://miroslava-folk.ru/children-theater
3. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М.В.
Жабровец. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008
4. И.В Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста.М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006 (Тверь: Тверской
полиграфкомбинат детской литературы)
5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М.: Астрель, 2013.
6. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О. Лоза.
- Москва: АСТ, 2009. - (Золотой фонд актерского мастерства).
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
8. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». - М.: АРКТИ, 1999

9. Суркова, М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка /М.Ю.Суркова. - Москва: СГАКИ, 2009. - 293с.
10. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. -Санкт
Петербург: Лань, Планета музыки, 2010 - (Мир культуры, истории и философии)
11. Чехов. М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. - Москва:
АСТ,2009. - (Золотой фонд актерского мастерства)
12. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М., 1989
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов:
1. Актерское мастерство. - Режим доступа: http://acterprofi.ru.
2. Античный театр. - Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
3. Драматешка: http://dramateshka.ru/ -архив детских пьес, музыка, эскизы костюмов,
шумотека и многое другое для постановки детского спектакля.
4. История: Кино. Театр. - Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php
5. Каталог: Театр и театральное искусство. - Режим доступа: http://www.artworldtheatre.ru.
6. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». - Режим
доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. - Режим доступа:
http://www.theatreplanet.ru/articles
8. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
9. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
10. Театральная энциклопедия. - Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
11. Театральная Энциклопедия. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
12. Театры мира. - Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
13. Театры народов мира. - Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».