МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.
«ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
5.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Танцевальный старт»
для детей 7 - 1 0 лет
срок реализации программы 2 года
Автор-составитель:
Наумова Светлана Ивановна,
педагог дополнительного
образования
г. Верхняя Пышма, 2024г.
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная
разработана в соответствии с:
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Направленность
направленности.
программы
-
данная программа относится к художественной
Танец - одно из наиболее древнейших и демократичных проявлений народного
творчества. Формирование национальных обычаев, культуры, коллективного самосознания
протекали в тесной связи с древним искусством, важнейшим элементом которого был
танец. Мир танца является образно-художественной сферой фундаментальных ценностей,
понятий нравственности и морали, ориентация на которые призвана рождать в человеке
добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.
Приобщение подрастающего поколения к классическим традициям хореографического
искусства сегодня особенно актуально и в настоящее время современный танец завоёвывает
всё более широкую популярность. Это объясняется высокой культурой и красотой
2
исполнения. Человек, увлекающийся современными танцами, в течение всей жизни может
хорошо владеть телом, укреплять нервную и дыхательную системы, поддерживать
мышечный тонус. Данная программа составлена с учётом и в соответствии с возрастными
особенностями детей и подростков, учитывая их интересы и потребности.
Данная программа является модифицированной, комплексной и представляет собой
единую систему занятий, предназначенную для обучения и воспитания танцора, готового к
сценической деятельности.
Актуальность разработки данной программы состоит в том, что она основывается на
интересах детей и подростков, активное увлечение модными музыкально танцевальными
течениями, повышенную эмоциональную отзывчивость, что позволяет педагогу вызывать
у обучающихся положительное отношение к хореографическому искусству, а также
приобщать детей к истокам русского народного танца, воспитанию патриотического
отношения к культурным истокам своей страны.
Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких
физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, развитие
танцевальных
данных:
гибкости,
пластичности,
танцевальной
выворотности,
танцевального шага и т. п.
Отличительные особенности общеразвивающей программы заключаются в сохранении
и связи традиций народного танцевального искусства с новейшими разработками
современных направлений, их синтезе и трансформации. Особенностью данной программы
является её комплексность по причине изучения различных стилей и направлений
танцевального искусства: классический танец, народный танец, современные танцевальные
направления (модерн, джаз, фанк, хип-хоп).
Особенность заключается в комплексном использовании трех методов: метода
музыкального движения, метода хореокоррекции и методики партерного экзерсиса.
Сочетание современных танцевальных направлений и народного танца, прививая любовь к
народному танцу прослеживая тем самым непрерывное развитие танцевального искусства
и последовательный переход к новым танцевальным направлениям.
Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию
обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие
танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию
хореографического
искусства
в
этом
и
заключается
педагогическая
целесообразность разработанной образовательной программы по обучению хореографии.
Адресат программы: возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 7 - 10 лет.
Число детей, находящихся в одной группе от 12 до 20 человек.
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный, возможно
пополнение её в течение учебного года при наличии свободных мест.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуально
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Группы комплектуются
из всех желающих, без предварительного отбора, безотносительно к способностям ребенка,
наличию или отсутствию у него каких-либо хореографических данных (большой подъем,
3
шаг, прыжок, гибкость). Дети младшего школьного возраста ощущают потребность в
активном движении. На данном возрастном этапе еще представляется возможным
скорректировать некоторые физические особенности (сутулость, слабый тонус мышц,
плоскостопие и т.д.), являющиеся следствием недостаточной двигательной активности
современного школьника. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и
обеспечивает индивидуальный подход к нему.
Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные
психологические особенности развития детей. От 7 до 10 лет у ребёнка начинается новая
деятельность - учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком
учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и
поведение. Ребёнок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться.
Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребёнка,
его внимание и память.
Теперь его положение в обществе - положение человека, который занят важной и
оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в отношениях с другими
людьми, в оценивании себя и других.
Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно
направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает своё
отношение к окружению, педагогу. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и
недели пребывания в учебном коллективе, чрезвычайно старательны в выполнении этих
правил.
Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым
человеком. Педагог является не временным «заместителем родителей», а представителем
общества, имеющим определённый статус, и ребёнку приходится осваивать систему
деловых отношений. В то же время младшие школьники в своей массе отличаются
отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и
отношений.
Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих
детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей
направленности дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием
воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность. Большое
значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в
малых группах, при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и
когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.
Таким образом, ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная
деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших
школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем
возрастном этапе. Задача взрослых - помочь ребёнку реализовать свои потенциальные
возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.
Режим занятий:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
продолжительность одного академического часа - 40 минут;
перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Год обучения
1
2
Количество часов
в неделю
4
4
Итого по программе
в год
144
144
288
Срок освоения: общеобразовательной программы «Танцевальный старт» рассчитана на 2
года обучения.
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» - 1 и 2 год обучения. Этот уровень является диагностическим,
предполагает минимальную сложность предлагаемого материала. Обучающиеся получают
навыки танцевальных движений, изучают основы хореографического искусства.
Форма обучения: очная форма
Основные формой организации процесса обучения:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально-групповая;
- ансамбль.
Виды
-
занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
игра, праздник, конкурс, фестиваль;
творческая встреча;
репетиция;
концерт, открытый урок.
Формы подведения результатов:
- технический зачет;
- отчетный концерт;
- участие в конкурсах, праздниках и фестивалях;
- открытые занятия (2 раза в год).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - развитие личности ребенка,
самовыражению через овладение основами хореографии.
способного
к
творческому
Задачи:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с историей возникновения и развития танца;
- обучить элементам классического и народного танца;
- обучить основам партерной гимнастики;
- поэтапное овладение основам классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
- обучить элементам музыкальной грамоты.
Развивающие:
- способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством
танцевального движения;
- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
- формировать интерес к танцевальному искусству, любознательность и умение
творчески мыслить;
- развить музыкальность,
выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
- развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки, развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и общения;
- воспитать умение ребенка работать в коллективе;
- заложить основы становления эстетически развитой личности;
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности;
- воспитание патриотического отношения к своей Родине и истокам ее культуры.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
1
год обучения
Стартовый уровень
№
п/п
1
2
Название раздела.
Темы
Количество часов
Всего
Введение в предмет
2
Классический танец
40
Теория
П рактика
2
2
38
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Наблюдение,
техн.зачет
3
4
5
6
Народный танец
40
4
36
Современный танец
28
6
22
Гимнастика и акробатика
20
6
14
Постановочная работа
16
1
15
144
19
125
Всего
Техн.зачет
наблюдение
Техн.зачет
наблюдение
Техн.зачет,
наблюдение
Выступление
на концертах
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Введение в предмет.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности для обучающихся в кабинете хореографии; правила
поведения на занятии и после его окончания, а также в экстренных ситуациях.
История танцевального искусства.
2. Классический танец.
Теория:
Характеристика танцевального направления.
Практика:
1. Начало тренировки мышечного аппарата ребенка
- тренировки мышечного аппарата ребенка
- выработка осанки, опоры, выворотности и крепость голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов.
- постановка корпуса у станка (в выворотной позиции, лицом к станку).
2. Позиции ног - I, II, III
- позиции ног - I, II, III
- постановка рук
- Battement tendu по I, II, III позициям
- Demi plie (музыкальный размер 4/4)
- Passe par terre
- Rond de jambe par terre
- Battement frappe
- Sur le cou-de-pied
-Releve
-Saute
-Наклон корпуса вперёд
-Прогибание корпуса назад
-Растяжка в сторону в сочетаниис с прогибанием корпуса назад
Allegro
-Трамплинные прыжки
-Комбинации на прыжки saute (I, II, III позиции)
-Прыжок с поджатыми ногами
-Прыжок «Разножка»
Упражнения на середине зала
3. Постановка рук
-Положение кисти allongee
-Позиции рук
-Комбинации на сочетание позиций рук
-Попеременные переводы рук
-Упражнения на координацию и укрепление косых мышц спины по системе
стретчинга (растяжки)
3. Народный танец.
Теория:
Изучение народно-сценического танца.
Изучаются новые движения у станка, прививается учащимся аккуратность и точность при
исполнении движений. Большое внимание уделяется суставно- связочному аппарату стоп
и коленей (подготовка стоп и коленей к присядкам). На середине зала изучаются движения
русского, белорусского и украинского танцев в более усложненных комбинациях с дробями
и поворотами.
Практика:
1. Упражнения у станка.
- Demi plie и grand plie по выворотным и параллельным позициям.
- Battement tendu с - demi plie и ударом по5 позиции с опусканием ноги на каблук в - demi
plie.
- Battement-jete с поднятием пятки опорной ноги.
-Каблучное низкое (положение работающей ноги sur le cou-de-pied с сокращенным и
вытянутым подъемом).
- Rond de jambe par terre en dehors en dedans: на носок; на каблук.
-Подготовка к веревочке, веревочка простая, двойная, с вынесением работающей ноги на
каблук, в сторону и вперед.
2. Упражнения лицом к станку.
-Дробная «подбивка» в характере русского танца.
-Дробная «дорожка» на полупальцах в 5 позиции.
-«Голубец» в характере украинского танца.
-Pas de bourree в характере украинского танца.
3. Упражнения на середине зала.
Основные ходы танцев «Русская метелица», «Калинка».
«Веревочка» в характере польки-«трясухи» с перескоком.
4. Современный танец
Теория:
Характеристика танцевального направления:
- история возникновения,
- стилевые особенности;
Основные понятия: позиции ног (параллель и out), направления движения,
8
позиции рук.
Практика:
1. Упражнения на развитие подвижности стопы (стойка на взъёме, releve);
2. Упражнение на позвоночник (roll down, mil up, table);
3. Свинговые движение (руками, в портере ногами);
-Изоляция (моноцентрия);
-Кросс (прыжки, кувырки, Battment).
5. Г имнастика и акробатика
Теория:
Характеристика направления, особенности.
Практика:
1. Укрепление мышц живота, спины рук и ног;
- упражнения на растяжку мышц;
- акробатические упражнения: кувырок вперед - назад, мостик, стойка на
голове, колесо;
2. Экзерсис на полу к подготовке к занятиям классическим танцем.
6. Постановочная работа
Теория:
- развитие навыков точной ориентации в пространстве;
- развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти и реакции.
Практика:
Разучивание танцев. Выступление на концертах, конкурсах. Репертуар варьируется в
зависимости от физических данных обучающихся и концертной деятельности
танцевальной студии.
Учебный план
2
год обучения
Стартовый уровень
№
п/п
Название раздела.
Темы
Количество часов
Всего
Теория
П рактика
1
Введение в предмет
2
2
2
Классический танец
38
2
36
3
Народный танец
40
4
36
4
Современный танец
28
6
22
5
Гимнастика и акробатика
20
6
14
6
Постановочная работа
16
1
15
Формы
аттестации/
контроля
Беседа
Техн.зачет,
наблюдение
Техн.зачет,
наблюдение
Техн.зачет,
наблюдение
Техн.зачет,
наблюдение
Выступление
на концертах
Всего
144
19
125
Содержание учебного плана
2 год обучения
1. Введение в предмет.
Теория:
Инструктаж по технике безопасности для обучающихся в кабинете хореографии; правила
поведения на занятии и после его окончания, а также в экстренных ситуациях.
Знакомство с планом на текущий год и новыми танцевальными направлениями.
2. Классический танец
Теория:
Повторение и усложнение ранее изученного материала по данной теме.
Практика:
1 Начало тренировки мышечного аппарата ребенка;
- выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и выносливости суставов;
- выработка осанки, опоры, выворотности и крепость голеностопного,
коленного и тазобедренного суставов;
- постановка корпуса у станка (в выворотной позиции, лицом к станку).
2. Позиции ног - I, II, III, IV, V;
3. Постановка рук;
- Battement tendu по I -V позициям;
- Demi plie (музыкальный размер 4/4);
- Passe par terre;
- Rond de jambe par terre;
- Battement frappe;
- Sur le cou-de-pied;
-Releve;
-Saute;
-Наклон корпуса вперёд;
-Прогибание корпуса назад;
-Растяжка в сторону в сочетаниис с прогибанием корпуса назад;
Allegro
-Трамплинные прыжки;
-Комбинации на прыжки saute (I, II, III позиции);
-Прыжок с поджатыми ногами;
-Прыжок «Разножка»;
Упражнения на середине зала
-Положение кисти allongee;
-Позиции рук;
-Комбинации на сочетание позиций рук;
-Попеременные переводы рук;
-Упражнения на координацию и укрепление косых мышц спины по системе
стретчинга (растяжки).
3. Народный танец
Теория:
Углубленное изучение народно-сценического танца повторением и обобщением на основе
пройденного материала. Изучаются новые движения.
Практика:
1. Упражнения у станка
Подготовительные положения для рук (из подготовительного положения руки
открываются через 1-ю позицию во вторую и закрываются на талию).
-Полуприседание и полное приседание по 1, 2, и 5 позициям.
-Скольжение ноги по полу - вытягивание ноги на носок с переворотом стопы на ребро
каблука.
2.Упражнения лицом к станку
-Скольжение по ноге (подготовка к веревочке).
-Маленькие броски от щиколотки с вытянутой стопой.
-Подготовка к каблучным движениям.
- Battement tendu- jete - маленькие броски- крестом, с одним ударом стопой по 5 позиции.
- Battement fondu с поворотом колена работающей ноги из закрытого положения в открытое
на 45 градусов.
-Developpe - развертывание ноги с одновременным ударом каблука в полуприседании.
3. Упражнения на середине зала.
Систематизация сведений о народном танце. Обобщение полученных практических
навыков и знаний.
-Изучение элементов ирландского танца.
-Положение рук, положение рук в паре.
-Ходы. Бег вперед с поочередным отбрасыванием согнутых ног назад в прямом положении.
Шаг с последующим прыжком и одновременным подъемом другой согнутой ноги вперед в
прямом положении.
-Бег на полупальцах, с подъемом согнутой ноги вперед в прямом положении.
- Плавные шаги в перекрещенное положение с продвижением.
-Шаг вперед на ребро каблука с последующим соскоком на всю стопу.
- Прыжки с согнутыми ногами в прямом положении.
-Вращение в паре на различных движениях.
-Танцевальные композиции на основе «Плясовая», «Ирландская полька», «Ласточка».
4. Современный танец
Теория:
1. Основные понятия: позиции ног (параллель и out), направления движения,
позиции рук.
Практика:
1.Упражнения на развитие подвижности стопы (стойка на взъёме, releve).
2. Упражнение на позвоночник (roll down, mil up, table).
3. Свинговые движение (руками, в портере ногами).
-Изоляция (моноцентрия).
-Кросс (прыжки, кувырки, Battment)
5. Г имнастика и акробатика
Теория:
Основные акробатические упражнения: кувырок вперед - назад, мостик, стойка на
лопатках.
Практика:
1. укрепление мышц живота, спины рук и ног
- упражнения на растяжку мышц
- акробатические упражнения: кувырок вперед - назад, мостик, стойка на
голове, колесо.
2. Экзерсис на полу подготовка к занятиям классическим танцем.
6. Постановочная работа
Теория:
- развитие навыков точной ориентации в пространстве
- развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти и реакции.
Практика:
Разучивание танцевальных этюдов, выступление на концертах, конкурсах.
1.4.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия
с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности,
корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни, умение отстаивать свою
творческую позицию, быть мыслящей и активно действующей творческой личностью;
- навыки общения и успешной адаптации во всех микросоциумах. владение
исполнительским и актерским мастерством;
- умение гармонично владеть всем телом, анализировать, сравнивать, обобщать
увиденные танцевальные произведения.
Личностные результаты:
- устойчивая мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- приверженность принципам здорового образа жизни.;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- выразительное, образное, эмоционально наполненное исполнение танцевальных
композиций;
- умение работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты:
-
начальное профессиональное развитие знаний, умений, навыков по хореографии:
владение терминологией основ современного танца;
-
представление о танцевальных жанрах и стилях современного танца, об истории и
современном состоянии хореографического искусства;
знание элементов классического и народного танца;
знание основ классического экзерсиса у опоры и на середине зала;
знание элементов музыкальной грамоты.
Планируемые результаты первого года обучения (стартовый уровень):
Обучающийся должен знать:
правила хорошей осанки, владеть положениями рук, ног, положениями
корпуса, грамотно произносить названия движений классического танца, народного
танца;
- знать перевод основных элементов.
Обучающийся должен уметь:
- владеть техникой исполнения движений классического танца, народного танца, джазтанца, акробатики;
- уметь свободно двигаться в пространстве в различных направлениях, перестраиваться;
- свободное владение исполнительскими навыками в процессе работы
-
Планируемые результаты второго года обучения (стартовый уровень):
Обучающийся должен знать:
знать правила хорошей осанки, владеть положениями рук, ног, положениями корпуса,
грамотно произносить названия движений классического танца.
- знать перевод основных элементов.
Обучающийся должен уметь:
- владеть техникой исполнения движений классического танца, джаз-танца, акробатики,
хип-хопа;
- уметь свободно двигаться в пространстве в различных направлениях, перестраиваться;
- свободное владение исполнительскими навыками в процессе работы над репертуаром.
-
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы:
М атериально-техническое обеспечение программы:
- Зал с деревянным половым покрытием, не менее 25 кв.м.;
- Зеркала;
- Хореографический станок.
Приборы и оборудование:
-
CD проигрыватель с USB.
Костюмы:
-
удобная форма для работы на занятия;
-
мягкая обувь;
сценические костюмы.
Информационное обеспечение:
- книги и журналы о хореографии;
- видеокассеты, DVD с записью хореографического материала;
- видеозаписи выступлений, концертов;
- интернет-источники.
Кадровое обеспечение:
Руководитель коллектива должен иметь среднее профессиональное или высшее
педагогическое образование с уровнем подготовки соответствующем направленности
программы, разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать
прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить
хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.
Хореограф должен уметь понимать, чувствовать и воспроизводить всевозможные
движения, жесты, позы, присущие людям самых разных характеров и национальностей, как
бы эти движения не были сложны. Кроме того, ему необходимо обладать прекрасной
зрительной памятью и острым взором. Нужно накапливать в себе самый разносторонний
опыт в познании людей, эпох, культур, держать всё это в памяти. Наличие начального
музыкального образования необходимо для хореографа, так как идеал отдельного
танцевального номера - это полная органическая взаимосвязь между музыкальным
произведением и танцевальным. Знание законов изобразительного искусства для
руководителя очень важно, так как неотъемлемой частью его работы является рисунок в
танцевальной композиции, подбор красочной гаммы костюмов и декораций.
Руководитель не только хореограф, но и воспитатель. Он должен быть сам
воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а также быть в
какой-то степени и дипломатом - умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь
большой творческий коллектив - это множество живых людей, с разными характерами,
привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее
достичь успехов в жизни и на сцене.
Методические материалы:
- иллюстрации;
- стенды;
- сценарные разработки;
- фотографии, видео и аудио материалы к практическим темам.
Методы обучения:
- словесный (беседа, устное изложение, инструкция);
- наглядный практический (выполнение работы по сценарию);
- объяснительно-иллюстративный (видеоматериалы, иллюстрации);
- репродуктивный (воспроизведение базовых элементов по образцу);
- частично-поисковый (творческий поиск).
Методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- стимулирование;
- мотивация.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:
-
-
музыкально-ритмические упражнения на освоение, закрепление
ритмических навыков и навыков выразительного движения;
пляски: парные, народно-тематические;
игры: сюжетные, несюжетные, музыкально-дидактические;
хороводы;
построения, перестроения;
упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;
задания на танцевальное и игровое творчество.
музыкально
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность:
построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к
основной работе. По длительности - 1/3 часть общего времени занятия.
II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых
движений. По длительности - 2/3 общего времени занятия.
III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на
расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности - 2-3 минуты.
Для обучающихся 1-го года обучения занятия проводятся в игровой форме.
Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении
элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные
игры.
Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой
терминологией на французском языке.
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации программы используются виды контроля:
- входящий контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос, беседа);
- текущий контроль практических навыков (педагогическое наблюдение за
деятельностью обучающихся, технический зачет);
- промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания);
- итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника
танцевального исполнения (открытые занятия, технические зачеты, концертная
деятельность и танцевальные конкурсы).
В процессе образовательной деятельности используются:
-
собеседование
наблюдение
анкетирование
тестирование
выступления
творческие работы.
Формы подведения результатов:
- опрос
- практическое занятие
- открытое занятие
- технический зачет
Педагогическая диагностика уровня развития детей
Начало года
Высокий.................%
Средний..................%
Низкий................... %
Содержание технического зачета:
1 год обучения (стартовый уровень):
1 полугодие
1.Классический танец
а) Позиции ног - 1, П, П1, V
б) Постановка рук
2. Народный танец
а) Упражнения у станка.
б) Упражнения лицом к станку
в) Упражнения на середине зала
2 полугодие
1.Современный танец
а) Основные понятия: позиции ног
б) Упражнение на позвоночник (roll down, mil up, table).
конец
года
начало
года
конец
года
начало
года
Начало года
Высокий.................%
Средний..................%
Низкий................... %
конец
года
Пластика, чувство
ритма
Коммуникабе
льность
работоспособ
ность
начало
года
Ф.И.О.
Техника
исполнения
танцевальных
элементов
конец
года
№
Знание
танцевальн
ой
терминоло
гии
начало
года
Основные навыки и умения
Уровен
ь
развит
ия
в) Свинговые движение
2. Г имнастика и акробатика
а) Упражнения на укрепление мышц живота, спины рук и ног
б) Экзерсис на полу
2 год обучения (стартовый уровень):
1 полугодие
1.Классический танец
а) Постановка корпуса у станка (в выворотной позиции, лицом к станку).
б) Упражнения на середине зала
в) Прыжки
г) Упражнения на координацию и укрепление косых мышц спины по системе
стретчинга
2.Народный танец
а) Упражнения у станка
б) Упражнения на середине зала
в) Изучение элементов ирландского танца
г) Изучение элементов русского народного танца
2 полугодие
1.Современный танец
а) Основы джаз-танца
б) Основы стиля «хип-хоп»
в) Основы рок-эн-ролла
2.Гимнастика и акробатика
а) Укрепление мышц живота, спины рук и ног
б) Упражнения на растяжку мышц
в) Акробатические упражнения: кувырок вперед - назад, мостик, стойка на лопатках.
Оценочные материалы
Контрольно-практическая работа
1 год обучения (стартовый уровень):
1 полугодие
1. Классический танец
Задание: выполнить под музыку основные движения классического экзерсиса.
Высокий уровень: обучающийся правильно под музыку выполняет движения и комбинации,
называет все движения, демонстрирует хорошую подготовку мышечного аппарата.
Обучающийся знает: правила выполнения движения, постановку рук и ног в классическом
танце.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять движения под музыку.
Средний уровень: обучающийся не всегда правильно выполняет движения под музыку,
ошибается в названиях элементов упражнений и комбинаций.
Обучающийся знает: частично правильно выполнения движений и элементов
классического экзерсиса.
Обучающийся умеет: выполнять движения классического экзерсиса, но иногда ошибается
в правильности выполнения.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила выполнения классического экзерсиса, часто
путается в названиях элементов.
Обучающийся умеет: не всегда правильно и под музыку выполняет упражнения,
неправильно работает с мышечным аппаратом, движения выполнены небрежно.
2. Народный танец
Задание: выполнить под музыкальный основные движения народного экзерсиса.
Высокий уровень: обучающийся правильно под музыку выполняет движения и
комбинации, называет все движения, демонстрирует хорошую подготовку мышечного
аппарата.
Обучающийся знает: правила выполнения движения, постановку рук и ног в народном
танце.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять движения под музыку.
Средний уровень: обучающийся не всегда правильно выполняет движения под музыку,
ошибается в названиях элементов упражнений и комбинаций.
Обучающийся знает: частично правильно выполнения движений и элементов народного
экзерсиса.
Обучающийся умеет: выполнять движения народного экзерсиса, но иногда ошибается в
правильности выполнения.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила выполнения народного экзерсиса, часто путается
в названиях элементов.
Обучающийся умеет: не всегда правильно и под музыку выполняет упражнения,
неправильно работает с мышечным аппаратом, движения выполнены небрежно.
2 полугодие
1.Современный танец
Задание: выполнить под музыку основные движения современного экзерсиса.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: называет все движения, знает технику безопасности при выполнении
движений.
Обучающийся
умеет:
самостоятельно
выполняет
движения
в
правильной
последовательности. Движения выполнены аккуратно, с фантазией.
Средний уровень: частично правильное выполнение движений и элементов современного
танца.
Обучающийся знает: танцевальную терминологию
Обучающийся умеет: выполняет работу частично с преподавателем.
Движения выполнены не совсем аккуратно, без фантазии.
Уровень ниже среднего:
Учащийся знает: обучающийся путается в терминологии танцевальных движений и стилей.
Обучающийся умеет: выполняет движения совместно с преподавателем, не может
самостоятельно, путается при выполнении движений. Движения выполнены неаккуратно.
2. Гимнастика и акробатика. Пластическое движение.
Задание: выполнить под музыку основные гимнастические элементы.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: правило выполнения гимнастических элементов, знает технику
безопасности.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять гимнастические элементы, в правильной
последовательности.
Средний уровень: частично правильное выполнение элементов гимнастики.
Обучающийся знает: не всегда правильно называет элементы.
Обучающийся умеет: выполняет работу частично с преподавателем.
Движения выполнены не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Учащийся знает: обучающийся путается в терминологии гимнастических упражнений.
Обучающийся умеет: выполняет движения совместно с преподавателем, не может
самостоятельно, путается при выполнении движений. Упражнения выполнены
неаккуратно.
Контрольно-практическая работа
2
год обучения (стартовый уровень):
1 полугодие
1.Классический танец
Задание: выполнить под музыку основные движения классического экзерсиса.
Высокий уровень: обучающийся правильно под музыку выполняет движения и комбинации,
называет все движения, демонстрирует хорошую подготовку мышечного аппарата.
Обучающийся знает: правила выполнения движения, постановку рук и ног в классическом
танце.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять движения под музыку.
Средний уровень: обучающийся не всегда правильно выполняет движения под музыку,
ошибается в названиях элементов упражнений и комбинаций.
Обучающийся знает: частично правильно выполнения движений и элементов
классического экзерсиса.
Обучающийся умеет: выполнять движения классического экзерсиса, но иногда ошибается
в правильности выполнения.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила выполнения классического экзерсиса, часто
путается в названиях элементов.
Обучающийся умеет: не всегда правильно и под музыку выполняет упражнения,
неправильно работает с мышечным аппаратом, движения выполнены небрежно.
2.Народный танец.
Задание: выполнить под музыкальный основные движения народного экзерсиса.
Высокий уровень: обучающийся правильно под музыку выполняет движения и комбинации,
называет все движения, демонстрирует хорошую подготовку мышечного аппарата.
Обучающийся знает: правила выполнения движения, постановку рук и ног в народном
танце.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять движения под музыку.
Средний уровень: обучающийся не всегда правильно выполняет движения под музыку,
ошибается в названиях элементов упражнений и комбинаций.
Обучающийся знает: частично правильно выполнения движений и элементов народного
экзерсиса.
Обучающийся умеет: выполнять движения народного экзерсиса, но иногда ошибается в
правильности выполнения.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила выполнения народного экзерсиса, часто путается
в названиях элементов.
Обучающийся умеет: не всегда правильно и под музыку выполняет упражнения,
неправильно работает с мышечным аппаратом, движения выполнены небрежно.
2 полугодие
1.Современный танец
Задание: выполнить под музыку основные движения джаз-танца, стиля «хип-хоп», рок-энролла.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: называет все движения, знает технику безопасности при выполнении
движений.
Обучающийся
умеет:
самостоятельно
выполняет
движения
в
правильной
последовательности. Движения выполнены аккуратно, с фантазией.
Средний уровень: частично правильное выполнение движений и элементов современного
танца.
Обучающийся знает: танцевальную терминологию
Обучающийся умеет: выполняет работу частично с преподавателем.
20
Движения выполнены не совсем аккуратно, без фантазии.
Уровень ниже среднего:
Учащийся знает: обучающийся путается в терминологии танцевальных движений и стилей.
Обучающийся умеет: выполняет движения совместно с преподавателем, не может
самостоятельно, путается при выполнении движений. Движения выполнены неаккуратно.
2. Гимнастика и акробатика. Пластическое движение.
Задание: выполнить под музыку основные гимнастические элементы.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: правило выполнения гимнастических элементов, знает технику
безопасности.
Обучающийся умеет: самостоятельно выполнять гимнастические элементы, в правильной
последовательности.
Средний уровень: частично правильное выполнение элементов гимнастики.
Обучающийся знает: не всегда правильно называет элементы.
Обучающийся умеет: выполняет работу частично с преподавателем.
Движения выполнены не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Учащийся знает: обучающийся путается в терминологии гимнастических упражнений.
Обучающийся умеет: выполняет движения совместно с преподавателем, не может
самостоятельно, путается при выполнении движений. Упражнения выполнены
неаккуратно.
3. Список используемой литературы
Литература для педагога:
1. Гиршон А. Статья «Танцевальная импровизация в России». - 2015.
2. Ивлева Любовь. Анатомия и биомеханика в хореографии.Челябинск.Челябинский
Государственный институт культуры, 2017.-83с.
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
4. Костантинова А. И. Игровой стрейчинг: методика работы с детьми дошкольного
возраста. - СПб., 1993. - 76 с.
5. Н,В.Меднис, С.Г.Ткаченко: Введение в классический танец 2011 год.
6. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учебное пособие. Автор:
Бриске И.Э.
7. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. 3-е изд., стер. — СПб.:
Лань, Планета музыки, 2017. — ISBN 9785811419609.- 128 с, ил.
8. Никитин В. Ю. Основные закономерности и приемы массовых хореографических
композиций КУКИиТ, 2015. 10 с.
9. Сборник
материалов
для
ДШИ
«О
реализации
дополнительных
предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств» (Авт. сост. А.О. Аракелова. - Москва: Минкультуры России, 2012. - Ч.1. - 118 с.)
10. Сироткина И.Свободное движение и пластический танец в России.- 2014
11. Шариков Д.И.Хореография. Начальное пособие 2011г
12. Шарова Н.И.Детский танец. СПб.: Планета музыки; Лань, 2011. — 64 с.
Литература для обучающихся:
1. Мультики для детей песенка - игра. URL: https://www.youtube.com/watch. 3.
Танцевально-игровая гимнастика для детей. URL: https://www.labirint.ru/books/1498
2. Песенки для детей URL: https://www.youtube.com/watch.
3. «Ритмика и танец» (Е.В. Ротчев, преподаватель, заведующий хореографическим
отделением Детской школы искусств имени С.П. Дягилева города Москвы)
http://dyagilev.arts.mos.ru/education activities/programs