М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖ ДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-Ю НОШ ЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.
ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
5.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Современный танец»
для детей 7 - 1 0 лет
срок реализации программы 2 года
Автор-составитель:
Долженкова Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного
образования
г. Верхняя Пышма, 2024
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Программа относится к художественной направленности.
Хореографическое искусство - одно из универсальных средств всестороннего
развития личности. Его специфика определяется многогранным воздействием на человека,
так как хореография является синтетическим искусством и объединяет музыку, движение
и театр.
Совершенствуя тело человека, влияя на становление эмоциональной сферы,
воспитывая через музыку духовно, хореография способствует раскрытию творческого и
познавательного потенциала, дает импульс к самосовершенствованию, постоянному
личностному росту.
Хореографическое искусство отражает и преобразует современные тенденции в
мировой танцевальной культуре. Современный танец - одно из новых направлений
хореографии, продолжающее переживать в наше время период становления и развития.
2
Художественная особенность современного танца - это полная свобода движений танцора
при его крайней эмоциональной напряженности, предельной «самоотдаче», это новый язык
движения. Причем «эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от
телесных ощущений танцовщика»1, от восприятия музыки и ритмов.
Программа «Современный танец» разработана с учетом физических,
психологических и возрастных особенностей детей и построена по принципу «от простого
к сложному». Физическая нагрузка увеличивается постепенно, усложняются творческие
задания, уровень сложности движений нарастает поэтапно и последовательно и так же
целенаправленно возрастает уровень ответственности детей.
А ктуальность программы «Современный танец» обусловлена следующим
фактором: целью современного образования, в котором дополнительному образованию
отводится одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка,
удовлетворении его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала,
адаптации в современном обществе, повышении занятости детей в свободное время.
Отличительной особенностью данной программы является то, что за весь срок
обучения у обучающиеся познакомятся с основными направлениями в танце. Содержание
программы адаптировано к возрасту обучающихся, их возможностям. В процессе обучения
значимое место уделяется методу интеграции, который позволяет соединить элементы
различных предметов: музыки, театра, физкультуры, что способствует рождению
качественно новых практических знаний и умений.
Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы 7-10 лет.
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный. Численность
обучающихся от 12 до 20 человек в группе.
Режим занятий:
- 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа;
- 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа;
- продолжительность одного академического часа - 40 минут;
- перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Год обучения
1
2
Количество часов
в неделю
4
6
Итого по программе
в год
144
216
360
Срок освоения: Программа «Современный танец» рассчитана на 2 года обучения.
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» - 1 год обучения. Предполагает минимальную сложность
предлагаемого материала, для освоения содержания общеразвивающей программы.
«Базовый уровень» - 2 год обучения. Предполагает использование и реализацию
материала, который допускает освоение специализированных знаний и умений.
Гарантированно обеспечивает трансляцию целостной картины в рамках содержательно
тематического направления общеразвивающей программы.
-
Формы организации деятельности обучающихся:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально-групповая;
ансамбль.
-
Виды занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
праздник, конкурс, фестиваль;
репетиция;
концерт, открытый урок.
-
Виды контроля:
входящий контроль;
текущий контроль;
промежуточный контроль;
итоговый контроль.
-
Формы подведения результатов:
Отчетный концерт;
Участие в конкурсах, праздниках и фестивалях;
Открытые занятия (2 раза в год).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирования творческой, инициативной и целеустремленной
личности в процессе обучения искусству хореографии и освоения обучающимися основ
здорового образа жизни.
Основные задачи программы:
-
Обучающие:
обучать основам современного танца, ее пластически-образной природе, стилевом
многообразии, его взаимосвязь с другими видами искусства;
обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально
творческой, танцевальной и исполнительской деятельности.
Развивающие:
-
-
развивать у обучающихся выразительность исполнения и формировать художественно
образное восприятие и мышление;
развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности;
развивать личность обучающегося, способного к творческому самовыражению через
овладение основами современного танца;
развивать психофизические качества, способствующие успешной самореализации.
Воспитательные:
воспитывать культуру общения обучающихся;
воспитывать волевые качества обучающихся: целеустремленность,
дисциплинированность;
воспитывать культуру здорового образа жизни;
способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов
коллективизма и социальной солидарности.
выдержка,
1.3. Содержание общеразвивающей программы
У ЧЕБН Ы Й ПЛАН
Стартовый уровень
1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название темы
Количество часов
Теория
Всего
П рактика
Вводное занятие
Партерная
гимнастика
2
1
1
21
20
1
21
20
1
21
20
1
34
32
2
21
20
1
22
20
2
Стретчинг
Изучение позиций
рук
и
ног
в
современном танец
Изучение
танцевальных
движений
джазтанца
Изучение
танцевальных
комбинаций
Изучение
перестроений
по
залу, танцевальных
рисунков
Формы/методы
контроля
Групповая,
индивидуальная/бесе
да
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
8
9
Заключительное
занятие
Итоговый
контроль. Текущая,
промежуточная
аттестация
Всего
1
1
-
1
1
-
144
135
9
Групповая,
индивидуальная/набл
юдение
Групповая,
индивидуальная/откр
ытое
занятие,
наблюдение
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Беседа с детьми и родителями о программе. Режим работы. Требования к форме. Правила
поведения на занятии, в зале и учреждении. Техника безопасности.
Тема 2. П артерная гимнастика
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
Изучение упражнений сидя:
- упражнения для стоп (натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
натяжение и сокращение стоп в выворотном положении;
- наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, стопы вытянуты, стопы сокращены).
Силовые упражнения для мышц брюшного пресса, мышц ног:
- «звездочка» (руки, ноги раскрыты в стороны);
- «лучики», «горка».
Упражнения из положения лежа на спине:
- натяжения мышц ног (маленькие броски на 25 градусов поочередно и двумя ногами; так
же с сокращенными стопами; броски на 45 градусов - поочередно и двумя ногами; разножка
- поднимание двух ног вместе и разведение их в стороны и обратно в медленном темпе;
- выворотность в тазобедренном суставе (поочередно поднимаем колено и кладем в
сторону, то же двумя ногами вместе);
- упражнение для мышц живота («уголок» из положения лежа).
Упражнения из положения лежа на животе:
- для силы мышц и гибкости спины (поднимания ног вместе и поочередно; поднимания
плеч; упражнения «лодочка», «лягушка»).
Упражнения на снятие напряженности и растяжку позвоночника (лежа на спине ноги за
голову до пола; перекаты на спине, колени к груди).
Упражнения стоя (понятие «подтянутый» корпус; положения головы, повороты, наклоны,
вращения); упражнения для плечевого пояса (поочередное поднимание плеч и опускание,
то же двумя плечами вместе; вращательные движения плечами); упражнения на гибкость
(наклоны, перегибы, скручивания корпуса).
Тема 3. Стретчинг
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
1. И.П. - упор на коленях, кисти впереди плеч:
а) подать таз назад, опустить плечи, руки прямые впереди на полу;
б) подать плечи вперед - вверх, прогнуться, 10-15 повторений в положении «а», фиксация
положения 1-2 мин. Затем туловище выпрямить вертикально, сесть на носки стоп.
2. И.П. - сидя на полу, ноги вытянуты вперед, упор сзади. Не отрывая ладоней от пола,
продвинуть прямые руки назад как можно дальше, зафиксировать. Положение, медленно
вернуться в и.п.
3. И.П. - стоя, ноги на ширине плеч:
а) наклон вперед, руки свободно вниз, зафиксировать положение;
б) пальцами рук коснуться носков стоп, зафиксировать положение;
в) ладони на полу, зафиксировать положение.
4. И.П. - сидя на полу, ноги выпрямлены вперед - вместе:
а) на выдохе нагнуться и взяться обеими руками за ступни, зафиксировать положение;
б) не сгибая коленей, взять носки ног «на себя», голова поднята, спина прямая,
зафиксировать положение;
в) пятку левой ноги подтянуть к животу, колено на полу, двумя руками обхватить носок
правой ноги в наклоне вперед, зафиксировать положение, поменять позиции.
5. И.П. - сидя на полу, ноги вытянуты вперед:
а) согнуть левую ногу, захватом ее за нижнюю часть голени, положить тыльной стороной
стопы сверху на правое бедро, подтянуть ее к животу, зафиксировать положение, поменять
позиции ног;
б) перенести левую ступню через правое бедро, подошва на полу.
6. И.П. - сидя на полу, ноги выпрямлены вперед:
а) согнуть левую ногу в колене, внутренняя сторона бедра и голени на полу, лечь на спину,
захватить левой кистью левую лодыжку, зафиксировать положение, поменять позиции ног;
б) максимально согнутая в коленном суставе левая нога под прямым углом к правой,
развернув корпус влево, взяться двумя руками за ступню левой ноги, зафиксировать
положение, смена положения
в) взяться левой рукой за носок правой ноги, правая рука впереди правой стопы,
зафиксировать положение, смена позиции ног.
7. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища:
а) колено левой ноги подтянуть к груди, помогая руками, правая нога вытянута,
зафиксировать положение - поменять ногу.
8. Шпагаты.
Тема 4. Изучение позиций рук и ног в современном танец
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
Позиции ног:
1. Первая параллельная позиция
2. Вторая параллельная позиция
3. Четвертая параллельная позиция
4. Первая выворотная позиция
5. Вторая выворотная позиция
6. Третья выворотная позиция
7. Четвертая выворотная позиция
8. Пятая выворотная позиция
Позиции рук:
1. Первая позиция
2. Вторая позиция
3. Третья позиция
4. Четвертая позиция
5. Пятая позиция
Позиции корпуса:
1. Положение сидя (лягушка)
2. Положение лежа (звезда)
3. Первая позиция на полу
4. Вторая позиция на полу
5. Четвертая позиция на полу
Тема 5. Изучение танцевальны х движений джаз-танца
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
1. Наклоны торса с прямой спиной (lay out)
2. Flat back (плоская спина)
3. Deep body bend
4. Side stretch
5. Изгибы торса
6. Curve (керф)
7. Arch (арка)
8. Twist
9. Roll down и roll up
10. Swing
11. Кросс (шаги, прыжки)
Тема 6. Изучение танцевальны х комбинаций
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика: Исполнение всех изученных элементов под выбранную музыку, в продвижении
и на середине зала. Изучение танцевальных комбинаций, содержащие изученные элементы
в разных темпах.
Тема 7. Изучение перестроений по залу, танцевальных рисунков
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
1. Диагональ
2. Линия
3. Круг
4. Колонна
5. Треугольник
6. Квадрат
7.
8.
9.
10.
11.
Две линии в шахматном порядке
Полукруг
Ромб
Дозадо
Змейка
Тема 8. Заключительное занятие
Проведение открытого урока
Тема 9. Итоговый контроль. Текущая, промежуточная аттестация
Отчетный концерт
У ЧЕБН Ы Й ПЛАН
Базовый уровень
2 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
5.1
5.2
6
7
8
9
Название темы
Количество часов
Теория
Всего
П рактика
Вводное занятие
Партерная
гимнастика
2
1
1
21
20
1
31
30
1
21
20
1
21
20
1
32
30
2
34
32
2
32
30
2
20
20
-
1
1
-
1
1
-
Стретчинг
Изучение
кросс
(шаги,
прыжки,
вращения)
Изучение
танцевальных
движений
Джаз-танец
Контемпорари
Изучение
акробатических
элементов
Изучение
танцевальных
этюдов
Заключительное
занятие
Итоговый контроль.
Текущая,
Формы/методы
контроля
Групповая,
индивидуальная/бес
еда
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/на
блюдение
Групповая,
индивидуальная/от
промежуточная
аттестация
Всего
крытое
занятие,
наблюдение
216
205
11
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие
Беседа с детьми и родителями о программе. Режим работы. Требования к форме. Правила
поведения на занятии, в зале и учреждении. Техника безопасности.
Тема 2. П артерная гимнастика
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
Изучение упражнений сидя:
- упражнения для стоп (натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении;
натяжение и сокращение стоп в выворотном положении;
- наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, стопы вытянуты, стопы сокращены).
Силовые упражнения для мышц брюшного пресса, мышц ног:
- «звездочка» (руки, ноги раскрыты в стороны);
- «лучики», «горка».
Упражнения из положения лежа на спине:
- натяжения мышц ног (маленькие броски на 25 градусов поочередно и двумя ногами; так
же с сокращенными стопами; броски на 45 градусов - поочередно и двумя ногами; разножка
- поднимание двух ног вместе и разведение их в стороны и обратно в медленном темпе;
- выворотность в тазобедренном суставе (поочередно поднимаем колено и кладем в
сторону, то же двумя ногами вместе);
- упражнение для мышц живота («уголок» из положения лежа).
Упражнения из положения лежа на животе:
- для силы мышц и гибкости спины (поднимания ног вместе и поочередно; поднимания
плеч; упражнения «лодочка», «лягушка»).
Упражнения на снятие напряженности и растяжку позвоночника (лежа на спине ноги за
голову до пола; перекаты на спине, колени к груди).
Упражнения стоя (понятие «подтянутый» корпус; положения головы, повороты, наклоны,
вращения); упражнения для плечевого пояса (поочередное поднимание плеч и опускание,
то же двумя плечами вместе; вращательные движения плечами); упражнения на гибкость
(наклоны, перегибы, скручивания корпуса).
Тема 3. Стретчинг
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
- упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, пластику и статику
позвоночника;
- развитие и постановка баланса (устойчивость, равновесие, гибкость);
- упражнения на развитие силы ног (подкачка икроножных, бедренных, ягодичных мышц,
формирование мышечного рельефа);
- упражнения на пластику, динамику, развитие силы рук, их координации;
- упражнения на разработку колен и стоп (растяжка и укрепление голеностопа и стопы,
мягкость и выработка танцевального подъема);
- общесиловой тренинг (подготовка мышечного аппарата к восприятию и реализации
танцевально-хореографической информации);
- стретчинг для шпагатов, махов и т.д.
Тема 4. Изучение кросс (шаги, прыжки, вращения)
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
Вспомогательные динамические движения и связующие шаги:
1. Degage
2. Glissade
3. Step boll change
4. Pas failli
5. Renverse
Вращения
1. Партерные туры
2. Tour lent
3. Pirouette
4. Compas turn
5. Corkscrew turn
6. Tour chaines
Прыжки:
1. SAUTE
2. Прыжки по всем позициям ног джаз-танца
3. Разножка
4. Прыжок с поджатием одной ноги
Тема 5. Изучение танцевальны х движений
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
1. Джаз-танец
Комбинация - плие в джаз-модерне
Комбинация - батман тандю в джаз-модерне
Комбинация - батман жете в джаз-модерне
Комбинация - ронд де жамб партер в джаз-модерне
Комбинация - пассе в джаз-модерне
Комбинация - гранд батман в джаз-модерне
2. Контемпорари
Кросс перекаты (через колени и таз на пятки) и далее с закрытым корпусом;
- Кросс - партерная комбинация (перекаты на полу, через колени, спирали, выпады);
- Кросс - партерная комбинация (перекаты, спираль, прыжок, прокат в сторону, кувырок
назад с изменением ракурса);
- Кросс комбинация - прыжки jete;
Тема 6. Изучение акробатических элементов
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения.
Практика:
1.
Мостик (с пола, колен, стоя)
2.
Мостик с опорой на одну ногу
3.
Колесо
4.
Перекаты через плечо (на живот, колени, на ноги)
5.
Стойка на руках
6.
Кувырок вперед, назад
7.
Стойка на лопатках «березка»
Тема 7. Изучение танцевальны х этюдов
Практика: Изучение танцевальных этюдов «Джаз» и «Нежность»
Тема 8. Заключительное занятие
Проведение открытого урока
Тема 9. Итоговый контроль. Текущая, промежуточная аттестация
Отчетный концерт
1.4.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия
с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности,
корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
- понимать причины успеха и не успеха, конструктивно действовать в различных
ситуациях;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со
сверстниками и педагогом;
- умение работать индивидуально и в группе;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни, умение отстаивать свою
творческую позицию, быть мыслящей и активно действующей творческой личностью;
- навыки общения и успешной адаптации во всех микро-социумах.
Личностные результаты:
- устойчивая мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- приверженность принципам здорового образа жизни.
Предметные:
- получение и начальное профессиональное развитие знаний, умений, навыков по
хореографии: владение терминологией основ современного танца;
-
представление о танцевальных жанрах и стилях современного танца, об истории и
современном состоянии хореографического искусства;
знание правил гигиены сценического костюма, правил сценического поведения;
умение гармонично владеть всем телом, анализировать, сравнивать, обобщать
увиденные танцевальные произведения;
владение исполнительским и актерским мастерством;
выразительное, образное, эмоционально наполненное исполнение танцевальных
композиций;
активное участие в концертных и конкурсных программах.
Планируемые результаты первого года обучения (стартовый уровень):
Обучающийся должен знать:
- правила хорошей осанки, владеть положениями рук, ног, положениями
корпуса, грамотно произносить названия движений;
- знать перевод основных элементов.
Обучающийся должен уметь:
- владеть техникой исполнения движений классического танца, современного танца,
джаз-танца, акробатики;
- уметь свободно двигаться в пространстве в различных направлениях,
- перестраиваться;
- свободное владение исполнительскими навыками в процессе работы над
репертуаром.
Планируемые результаты второго года обучения (базовый уровень):
Обучающийся должен знать:
- знать правила хорошей осанки, владеть положениями рук, ног, положениями
корпуса, грамотно произносить названия движений классического и современного
танца.
- знать перевод основных элементов.
Обучающийся должен уметь:
- владеть техникой исполнения движений классического танца, современного танца,
джаз-танца, акробатики, хип-хопа;
- уметь свободно двигаться в пространстве в различных направлениях,
перестраиваться;
- свободное владение исполнительскими навыками в процессе работы над
репертуаром.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
-
Материально-техническое обеспечение программы:
Зал с деревянным половым покрытием, не менее 25 кв.м.
-
Зеркала
Хореографические станки
-
Приборы и оборудование:
CD проигрыватель с USB
-
Информационное обеспечение:
книги и журналы о хореографии;
концертные выступления коллектива;
интернет-источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее
профессиональное
образование,
обладать
профессиональными
знаниями
в
хореографическом творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь
практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы:
Предполагаемые методы и приемы организации образовательного процесса:
1. По способу организации занятия:
- словесные - устное объяснений элементов, беседа, диалог, опрос;
- наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение)
педагогом комбинаций;
- практические - выполнение упражнений обучающимися.
2. По уровню деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные - восприятие и усвоение информации;
- репродуктивные - воспроизведение полученных знаний и освоенных способов
деятельности.
3. По форме организации деятельности обучающихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
- коллективные, коллективно-групповые, групповые, в парах.
Используемые дидактические материалы:
- Учебные и методические пособия;
- Материалы интернет-сайтов;
- Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).
При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:
- нагрузку увеличивать постепенно;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения упражнений должен быть медленным с последующим ускорением;
- важно следить за дыханием и самочувствием обучающихся.
Основные методы работы педагога на занятии - показ движений и объяснение
методики исполнения с акцентом на наиболее важных моментах и основных понятиях.
Методы показа и объяснения варьируются. При этом главная задача - активизировать
мышление и творческие способности обучающихся в процессе напряженной физической
работы по овладению танцевальными навыками.
Особое внимание следует уделять правильной постановке корпуса, рук, головы,
овладению навыками координации движений, которые предполагают согласованность
работы всех частей тела, развитию физических профессиональных данных обучающихся.
Движения, танцевальные связки, танцевальные вариации и композиции осваиваются
постепенно: сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти,
эластичности мышц ног т. д., затем - с ускорением. Новые элементы изучаются в чистом
виде, затем комбинируются в различных сочетаниях.
На начальных этапах обучения различным танцевальным движениям отводится
большая часть урока, впоследствии время исполнения сокращается за счет ускорения темпа
и соединения отдельных движений в комбинации.
Реализация программы подразумевает участие обучающихся в разнообразных
концертах (учебных, отчетных, родительских собраниях-концертах), фестивалях и
конкурсах. Подобные мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к
культурной форме проведения досугового времени, духовно сближают их и формируют
новые интересы семьи. Конкурсы позволяют детям быстрее продвигаться в
художественном и техническом развитии, становясь мощным средством мотивации к
занятиям хореографией.
В целях повышения профессионального и творческого опыта рекомендуется
посещение открытых уроков в других учебных заведениях, мастер-классов, творческих
фестивалей, концертов профессиональных хореографических коллективов, спектаклей
театров оперы и балета, творческих встреч с мастерами хореографического искусства.
Формы аттестации:
Для полноценной реализации программы используются виды контроля:
- входящий контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос);
- текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся);
- промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания);
- итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника
танцевального исполнения (открытые занятия, технические зачеты, концертная
деятельность и танцевальные конкурсы).
1 год обучения (Стартовый уровень):
1 полугодие - Открытое занятие;
2 полугодие - Открытое занятие, отчетный концерт.
№
Раздел
Формы обучения
1.
Вводное занятие
- групповая
- занятие-игра
2.
Партерная гимнастика
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие-фантазия
Формы подведения
итогов
- тестирование
- входной контроль
- викторина
- контроль исполнения
упражнения
- свободный опрос
- анализ исполнения
- занятие-тренировка
- исследовательская
деятельность
3.
Стретчинг
- групповая
- индивидуально
групповая
- исследовательская
деятельность
4.
Изучение позиций рук и ног в - групповая
современном танец
- индивидуально
групповая
5.
Изучение
танцевальных
движений джаз-танца
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие-спектакль
- занятие-тренировка
- занятие-путешествие
- исследовательская
деятельность
6.
Изучение
комбинаций
танцевальных
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие тренировка
- исследовательская
деятельность
7.
Изучение перестроений по залу,
танцевальных рисунков
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие тренировка
- творческие
практические показы
- педагогическое
наблюдение
-анализ творческой
активности
- практические показы
- анализ проделанной
работы
- устный опрос
- фронтальный опрос
- свободный опрос
- педагогическое
наблюдение
-Анализ исполнения
- педагогическое
наблюдение за
творческой
деятельностью
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- устный опрос
- контроль за
выполнением
упражнений,
развивающих
координацию
- контроль за
выполнением этюда
- педагогическое
наблюдение за
творческой
деятельностью
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- контроль за
выполнением
упражнений,
развивающих
координацию
движения
-педагогическое
наблюдение за
творческой
деятельностью
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- контроль за
выполнением
8.
Заключительное занятие
- занятие-концерт
9.
Итоговый контроль. Текущая,
промежуточная аттестация
- занятие-концерт
упражнений,
развивающих
координацию
движения
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- анализ занятия
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
2 год обучения (Базовый уровень):
1 полугодие - Открытое занятие;
2 полугодие - Открытое занятие, отчетный концерт.
№
Раздел
1. Вводное занятие
Формы обучения
- занятие-путешествие,
игра
- групповая
- групповая
- индивидуально
групповая
- исследовательская
деятельность
2.
Партерная гимнастика
3.
Стретчинг
- групповая
- индивидуально
групповая
4.
Изучение кросс (шаги, прыжки,
вращения)
5.
Изучение
движений
- групповая
- индивидуально
групповая
- исследовательская
деятельность
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие-тренировка
танцевальных
Формы подведения
итогов
- тестирование
- входной контроль
- викторина
- контроль исполнения
упражнения
- свободный опрос
- контроль за
выполнением
практического
исполнения
- анализ исполнения
- творческие
практические показы
- педагогическое
наблюдение
-анализ творческой
активности
- практические показы
- анализ проделанной
работы
- устный опрос
- устный опрос
- творческое задание
- педагогическое
наблюдение
-анализ исполнения
- педагогическое
наблюдение
- музыкальная
викторина
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
6.
Изучение
элементов
акробатических
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие тренировка
- исследовательская
деятельность
7.
Изучение танцевальных этюдов
- групповая
- индивидуально
групповая
- занятие тренировка
- исследовательская
деятельность
8.
Заключительное занятие
- занятие-концерт
9.
Итоговый контроль. Текущая,
промежуточная аттестация
- занятие-концерт
- устный опрос
- контроль за
выполнением
упражнений,
развивающих
координацию
- педагогическое
наблюдение
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- контроль за
выполнением
упражнений,
развивающих
координацию
движения
-педагогическое
наблюдение
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- контроль за
выполнением
упражнений,
развивающих
координацию
движения
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
- анализ занятия
- контрольное
исполнение заданного
репертуара
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Абрамов Г. Российский современный танец. Диалоги. Издательство Emergency Exit,
2005. - 264 с.
Боттомер Пол. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная
энциклопедия. Издательство Эксмо, 2006. - 480 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 96 с.
Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М: Творческий центр, 2001.
- 460 с.
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии. - М.: Издательство Фолиум, 2003. - 204 с.
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии. - М.: Издательство Фолиум, 2003. - 204 с.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительное
образования. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 93 с.
Для обучающихся:
1.
2.
Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому
искусству // Образование и общество. - 2011. - №4. - С.121-124.
Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги.-М.: Москва, 2004-258с.