МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024- г.
УТВЕРЖДАЮ:
ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
1.05.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Контемпорари»
для детей 9 - 1 2 лет
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель:
Долженкова Алена Дмитриевна,
педагог дополнительного образо
вания
г. Верхняя Пышма, 2024
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разра
ботана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе
дерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Кон
цепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее
реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по до
полнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информа
ции (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных об
щеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и моло
дежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих програм
мах муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детскоюношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019 № 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного учре
ждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса», утвер
ждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Направленность программы - данная программа относится к художественной
направленности.
Хореография как сценическое искусство имеет свою специфику и, следовательно,
свою систему воспитания и обучения, она очень актуальна в современном мире в силу того,
что потребность в движении генетически заложена в человеческом организме и обуслов
лена всем ходом его эволюционного развития.
Современный танец - одно из новых направлений хореографии, продолжающее пе
реживать в наше время период становления и развития. Художественная особенность со
временного танца - это полная свобода движений танцора при его крайней эмоциональной
напряженности, предельной «самоотдаче», это новый язык движения. Причем «эмоции в
большей степени зависят не от идеи или сюжета, а от телесных ощущений танцовщика», от
восприятия музыки и ритмов.
Программа «Контемпорари» позволяет решать задачи, направленные на гармонич
ное физическое развитие, формирование и развитие знаний и навыков в области хореогра
фической деятельности, развитие исполнительских навыков, развитие творческих способ
ностей.
Актуальность программы «Контемпорари» обусловлена следующим фактором:
целью современного образования, в котором дополнительному образованию отводится
одна из ведущих ролей в нравственно-эстетическом воспитании ребенка, удовлетворении
его индивидуальных потребностей, развитии творческого потенциала, адаптации в совре
менном обществе, повышении занятости детей в свободное время.
Отличительной особенностью данной программы является то, что за весь срок обу
чения обучающиеся познакомятся с основными направлениями в танце. В основе курса ле
жит изучение техник современного танца: джаз-модерн, contemporary, floor technique/тех
ники работы с полом, импровизация, партнеринг. Содержание программы адаптировано к
возрасту обучающихся, их возможностям. В процессе обучения значимое место уделяется
методу интеграции, который позволяет соединить элементы различных предметов: музыки,
театра, физкультуры, что способствует рождению качественно новых практических знаний
и умений.
Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной дополни
тельной образовательной программы 9-12 лет.
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный, возможно по
полнение её в течение учебного года при наличии свободных мест. Численность обучаю
щихся от 12 до 20 человек в группе.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуально-психо
логических и физиологических особенностей обучающихся. Группы комплектуются из
всех желающих, без предварительного отбора, безотносительно к способностям ребенка,
наличию или отсутствию у него каких-либо хореографических данных (большой подъем,
шаг, прыжок, гибкость). Дети младшего подросткового возраста ощущают потребность в
активном движении. На данном возрастном этапе еще представляется возможным скоррек
тировать некоторые физические особенности (сутулость, слабый тонус мышц, плоскосто
пие и т.д.), являющиеся следствием недостаточной двигательной активности современного
школьника. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и обеспечивает инди
видуальный подход к нему.
Режим занятий:
- 1 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа;
- продолжительность одного академического часа - 40 минут;
- перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Объем общеразвивающей программы:
Год обучения
1
Количество часов
в неделю
6
Итого по программе
в год
216
216
Срок освоения: Программа «Контемпорари» рассчитана на 1 год обучения.
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» - 1 год обучения. Предполагает минимальную сложность пред
лагаемого материала, для освоения содержания общеразвивающей программы.
-
Формы организации деятельности обучающихся:
фронтальная;
в парах;
групповая;
индивидуально-групповая;
ансамбль.
-
Виды занятий:
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
практическое занятие;
праздник, конкурс, фестиваль;
репетиция;
концерт, открытый урок.
-
Виды контроля:
входящий контроль;
текущий контроль;
промежуточный контроль;
итоговый контроль.
-
Формы подведения результатов:
Отчетный концерт;
Участие в конкурсах, праздниках и фестивалях;
Открытые занятия (2 раза в год).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование и развитие пластических, танцевальных способ
ностей и творческого потенциала обучающихся посредством овладения техниками совре
менного танца.
Основные задачи программы:
-
Обучающие:
познакомить с историей развития хореографического искусства и современного твор
чества;
обучать основам современного танца, ее пластически-образной природе, стилевом мно
гообразии, его взаимосвязь с другими видами искусства;
-
-
-
обучать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творче
ской, танцевальной и исполнительской деятельности.
Развивающие:
развивать творческие способности обучающихся, эмоциональную отзывчивость на му
зыку, способность к импровизации;
развивать нравственно-эстетические, духовные и физические качества личности;
развивать личность обучающегося, способного к творческому самовыражению через
овладение основами современного танца;
развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координаци
онные способности обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество;
воспитывать волевые качества обучающихся: целеустремленность, выдержка, дисци
плинированность;
воспитывать культуру здорового образа жизни;
воспитывать культуру общения обучающихся.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
Название темы
Партерная
гимна
стика. Техники ра
боты с полом
Количество часов
Теория
Всего
Практика
21
20
1
31
30
1
Построение и разу
чивание экзерсиса на
середине зала
21
20
1
Изучение танцеваль
ных движений
21
20
1
Стретчинг
Форма аттеста
ции/ контроля
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся,
игровые
задания
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся, контроль
ное исполнение за
данного репертуара
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся, творческая
работа
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча-
4.1
5
6
7
8
Контемпорари
32
30
2
21
19
2
32
30
2
17
16
1
20
20
-
216
205
11
Партерные перекаты
(транзишен)
Изучение акробати
ческих элементов
Импровизация
Изучение танцеваль
ных этюдов
Всего
ющихся, контроль
ное исполнение за
данного репертуара
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся, творческая
работа
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся, контроль
ное исполнение за
данного репертуара
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся,
игровые
задания
Педагогическое
наблюдение за дея
тельностью обуча
ющихся, творческая
работа
Содержание учебного плана
Тема 1. Партерная гимнастика. Техники работы с полом.
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения упражнений.
Практика:
Изучение упражнений сидя:
- упражнения для стоп (натяжение и сокращение стоп в невыворотном положении; натяже
ние и сокращение стоп в выворотном положении;
- наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, стопы вытянуты, стопы сокращены).
Силовые упражнения для мышц брюшного пресса, мышц ног:
- «звездочка» (руки, ноги раскрыты в стороны);
- «лучики», «горка».
Упражнения из положения лежа на спине:
- натяжения мышц ног (маленькие броски на 25 градусов поочередно и двумя ногами; так
же с сокращенными стопами; броски на 45 градусов - поочередно и двумя ногами; разножка
- поднимание двух ног вместе и разведение их в стороны и обратно в медленном темпе;
- выворотность в тазобедренном суставе (поочередно поднимаем колено и кладем в сто
рону, то же двумя ногами вместе);
- упражнение для мышц живота («уголок» из положения лежа).
Упражнения из положения лежа на животе:
- для силы мышц и гибкости спины (поднимания ног вместе и поочередно; поднимания
плеч; упражнения «лодочка», «лягушка»).
Упражнения на снятие напряженности и растяжку позвоночника (лежа на спине ноги за
голову до пола; перекаты на спине, колени к груди).
Упражнения стоя (понятие «подтянутый» корпус; положения головы, повороты, наклоны,
вращения); упражнения для плечевого пояса (поочередное поднимание плеч и опускание,
то же двумя плечами вместе; вращательные движения плечами); упражнения на гибкость
(наклоны, перегибы, скручивания корпуса).
- Твисты и спирали торса в положении сидя
- Упражнения на contraction и release в положении сидя
Тема 2. Стретчинг
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения упражнений.
Практика:
- упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, пластику и статику позво
ночника;
- развитие и постановка баланса (устойчивость, равновесие, гибкость);
- упражнения на развитие силы ног (подкачка икроножных, бедренных, ягодичных мышц,
формирование мышечного рельефа);
- упражнения на пластику, динамику, развитие силы рук, их координации;
- упражнения на разработку колен и стоп (растяжка и укрепление голеностопа и стопы, мяг
кость и выработка танцевального подъема);
- общесиловой тренинг (подготовка мышечного аппарата к восприятию и реализации тан
цевально-хореографической информации);
- стретчинг для шпагатов, махов и т.д.
Тема 3. Построение и разучивание экзерсиса на середине зала.
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения экзерсиса на середине зала.
Практика:
- Plie с различными движениями рук
- Battement tandu et Battement tandu iete (с сокращением стопы, с поворотами и рук, головы,
^nti-actions)
- Rond de jamb par terre с подготовкой к турам
- Battement fondu во всех направлениях
- Battement developpe на 45, 90 по всем направлениям
- Grand Battement Jete с шагами по квадрату, с добавлением прыжка
Тема 4. Изучение танцевальных движений
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения движений и комбинаций.
Практика:
1. Контемпорари
Кросс перекаты (через колени и таз на пятки) и далее с закрытым корпусом;
- Кросс - партерная комбинация (перекаты на полу, через колени, спирали, выпады);
- Кросс - партерная комбинация (перекаты, спираль, прыжок, прокат в сторону, кувырок
назад с изменением ракурса);
- Кросс комбинация - прыжки jete;
- Flat back вперед, назад, в сторону;
- Наклон торса вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию;
- Bodi-roll (волны: вперед, назад, боковая);
- Arch - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
Тема 5. Партерные перекаты (транзишен)
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения движений.
Практика: Изучение техники исполнения движений партера:
- Перекаты из положения: сидя в группировки, через «лягушку», через поперечный шпагат
(поза ученика);
- Поза «зародыша»;
- Прямые повороты на полу (бревно);
- Подготовительные упражнения к перекату через одно плечо.
Тема 6. Изучение акробатических элементов
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения упражнений.
Практика:
1.
Мостик (с пола, колен, стоя)
2.
Мостик с опорой на одну ногу
3.
Колесо
4.
Колесо на одной руке
5.
Перекаты через плечо (на живот, колени, на ноги)
6.
Стойка на руках
7.
Перевороты вперед, назад
8.
Кувырок вперед, назад
9.
Стойка на лопатках «березка»
Тема 7. Импровизация
Теория: Рассказ и показ правильного выполнения упражнений.
Практика:
- Вход в импровизацию, пространство класса, смена уровней, ракурсов;
- Импровизация с музыкой;
- Дыхание (каждое движение построено на дыхании);
- Импровизация с движением (разноритмическая схема);
- Импровизация эмоциональная сторона техники (неосознанность движения, этюд «вообра
жение - состояние - явление - образ-отклик тела...».
Тема 8. Изучение танцевальных этюдов
Практика: Изучение танцевальных этюдов «Дыхание весны» и «Время»
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия
с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректиро
вать свои действия в соответствии с ситуацией;
- понимать причины успеха и не успеха, конструктивно действовать в различных ситуа
циях;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстни
ками и педагогом;
- умение применять полученные знания в повседневной жизни, умение отстаивать свою
творческую позицию, быть мыслящей и активно действующей творческой личностью;
- навыки общения и успешной адаптации во всех микро-социумах.
Личностные результаты:
- устойчивая мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- умение работать индивидуально и в группе;
- приверженность принципам здорового образа жизни.
Предметные:
- представление о танцевальных жанрах и стилях современного танца, об истории и со
временном состоянии хореографического искусства;
- умение гармонично владеть всем телом, анализировать, сравнивать, обобщать увиден
ные танцевальные произведения;
- владение исполнительским и актерским мастерством;
- выразительное, образное, эмоционально наполненное исполнение танцевальных ком
позиций;
- активное участие в концертных и конкурсных программах.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
-
2.1.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение программы:
Зал с деревянным половым покрытием, не менее 25 кв.м.
Зеркала
Хореографические станки
-
Приборы и оборудование:
CD проигрыватель с USB
Информационное обеспечение:
-
книги и журналы о хореографии;
концертные выступления коллектива;
интернет-источники.
Кадровое обеспечение:
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее профес
сиональное образование, обладать профессиональными знаниями в хореографическом
творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь практические навыки в
сфере организации интерактивной деятельности детей.
Методические материалы:
Предполагаемые методы и приемы организации образовательного процесса:
1. По способу организации занятия:
- словесные - устное объяснений элементов, беседа, диалог, опрос;
- наглядные - показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение)
педагогом комбинаций;
- практические - выполнение упражнений обучающимися.
2. По уровню деятельности обучающихся:
- объяснительно-иллюстративные - восприятие и усвоение информации;
- репродуктивные - воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятель
ности.
3. По форме организации деятельности обучающихся:
- фронтальные, индивидуально-фронтальные, индивидуальные;
- коллективные, коллективно-групповые, групповые, в парах.
-
Используемые дидактические материалы:
Учебные и методические пособия;
Материалы интернет-сайтов;
Иллюстрирующие материалы (видеоматериалы и фотографии).
-
При проведении занятия необходимо руководствоваться следующими принципами:
нагрузку увеличивать постепенно;
чередовать упражнения быстрые и медленные;
темп исполнения упражнений должен быть медленным с последующим ускорением;
важно следить за дыханием и самочувствием обучающихся.
Основные методы работы педагога на занятии - показ движений и объяснение мето
дики исполнения с акцентом на наиболее важных моментах и основных понятиях. Методы
показа и объяснения варьируются. При этом главная задача - активизировать мышление и
творческие способности обучающихся в процессе напряженной физической работы по
овладению танцевальными навыками.
Особое внимание следует уделять правильной постановке корпуса, рук, головы, овла
дению навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы
всех частей тела, развитию физических профессиональных данных обучающихся.
Движения, танцевальные связки, танцевальные вариации и композиции осваиваются
постепенно: сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эла
стичности мышц ног т. д., затем - с ускорением. Новые элементы изучаются в чистом виде,
затем комбинируются в различных сочетаниях.
На начальных этапах обучения различным танцевальным движениям отводится боль
шая часть урока, впоследствии время исполнения сокращается за счет ускорения темпа и
соединения отдельных движений в комбинации.
Реализация программы подразумевает участие обучающихся в разнообразных кон
цертах (учебных, отчетных, родительских собраниях-концертах), фестивалях и конкурсах.
Подобные мероприятия способствуют приобщению детей и родителей к культурной форме
проведения досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы се
мьи. Конкурсы позволяют детям быстрее продвигаться в художественном и техническом
развитии, становясь мощным средством мотивации к занятиям хореографией.
В целях повышения профессионального и творческого опыта рекомендуется
посещение открытых уроков в других учебных заведениях, мастер-классов, творческих
фестивалей, концертов профессиональных хореографических коллективов, спектаклей
театров оперы и балета, творческих встреч с мастерами хореографического искусства.
Формы аттестации:
Для полноценной реализации программы используются виды контроля:
- входящий контроль (внешняя диагностика обучающихся, опрос);
- текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом заня
тии (педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся);
- промежуточный контроль (творческая работа, игровые задания);
- итоговый контроль проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения обучающего курса, динамика освоения практических навыков, техника тан
цевального исполнения (открытые занятия, технические зачеты, концертная деятель
ность и танцевальные конкурсы).
1 полугодие - Открытое занятие;
2 полугодие - Открытое занятие, отчетный концерт.
№
1.
Формы подведения
итогов
Партерная гимнастика. Техники - групповая
- контроль исполнения
индивидуально-груп
упражнения
работы с полом
повая
- свободный опрос
- исследовательская де - контроль за выпол
ятельность
нением практического
исполнения
- анализ исполнения
Раздел
Формы обучения
2.
3.
4.
5.
6.
- творческие практи
ческие показы
- педагогическое
наблюдение
-анализ творческой ак
Стретчинг
- групповая
- индивидуально-груп тивности
- практические показы
повая
- анализ проделанной
работы
- устный опрос
- устный опрос
Построение и разучивание экзер - групповая
- индивидуально-груп - творческое задание
сиса на середине зала
повая
- педагогическое
- исследовательская де наблюдение
ятельность
-анализ исполнения
Изучение танцевальных движе - групповая
ний
- индивидуально-груп - педагогическое
повая
наблюдение
- занятие-тренировка
- музыкальная викто
рина
- контрольное испол
нение заданного ре
пертуара
- устный опрос
- контроль за выпол
нением упражнений,
развивающих коорди
нацию
Партерные перкаты (транзишен)
- групповая
- педагогическое
- индивидуально-груп наблюдение
повая
- контрольное испол
- занятие тренировка
нение заданного ре
- исследовательская де пертуара
ятельность
- контроль за выпол
нением упражнений,
развивающих коорди
нацию движения
Изучение акробатических эле - групповая
- педагогическое
ментов
- индивидуально-груп наблюдение
повая
- контрольное испол
- занятие тренировка
нение заданного ре
- исследовательская де пертуара
ятельность
- контроль за выпол
нением упражнений,
7.
Импровизация
8.
Изучение танцевальных этюдов
9.
Заключительное занятие
развивающих коорди
нацию движения
-педагогическое
- групповая
- индивидуально-груп наблюдение
- контрольное испол
повая
- занятие тренировка
нение заданного ре
- исследовательская де пертуара
ятельность
- контроль за выпол
нением упражнений,
развивающих коорди
нацию движения
-педагогическое
- групповая
- индивидуально-груп наблюдение
- контрольное испол
повая
- занятие тренировка
нение заданного ре
- исследовательская де пертуара
ятельность
- контроль за выпол
нением упражнений,
развивающих коорди
нацию движения
- занятие-концерт
- контрольное испол
нение заданного ре
пертуара
- анализ занятия
3. Список литературы
3.1. Для педагога:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Абрамов Г. Российский современный танец. Диалоги. Издательство Emergency Exit,
2005. - 264 с.
Боттомер Пол. Танец современный и классический. Большая иллюстрированная эн
циклопедия. Издательство Эксмо, 2006. - 480 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997. 96 с.
Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографиче
ским коллективом: учебное пособие. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004.
Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М: Творческий центр, 2001.
- 460 с.
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии. - М.: Издательство Фолиум, 2003. - 204 с.
Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительное обра
зования. - М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 93 с.
Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн- джаз танца. - М.:
Один из лучших, 2010.
Панферов В.И. Пластика современного танца. - Челябинск: ЧГИК, 1996.
3.2. Для обучающихся и родителей:
1.
2.
3.
Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому
искусству // Образование и общество. - 2011. - №4. - С.121-124.
Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги.-М.: Москва, 2004-258с.
Уральская В.И. Рождение танца. - М.: Советская Россия, 1982.