М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖ ДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-Ю НОШ ЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Диреь
пащ
,0 «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
5.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Школа волшебников»
для детей 5 - 7 лет
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель:
Кирилкина Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Верхняя Пышма, 2024
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детскоюношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019 № 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Театр - самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
«зажатости», развития художественного воображения - это путь через игру,
фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность. Театр
оказывает серьезное эмоциональное и психологическое воздействие на ребенка с раннего
возраста.
Одна из важных задач в области дополнительного образования - эстетическое
воспитание и художественное образование.
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа волшебников» относится к художественной направленности и предназначена для
2
детей дошкольного возраста в группах дополнительного образования по изучению
театральных дисциплин.
Актуальность
программы
обусловлена необходимостью воспитания цельной,
жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее
духовности.
Театральное искусство благотворно влияет на различные психические процессы,
способствует становлению личности ребенка и развитию его творческого потенциала,
имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который
позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с
художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств
личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театрализованные занятия являются частью воспитательной и образовательной работы не
только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что
эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в
театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы,
краски, звуки. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все
этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит - задуматься о том, что и
зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что
ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Учитывая
сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе
театрального коллектива становится снятие психологических стрессов, комплексов,
раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей. Театрально-игровая
деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает
интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно
эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор
спектакля. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне
закономерный интерес у детей. Ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою
индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в
выполнении каких-либо поручений, обязанностей.
Отличительные особенности программы. Данная программа направлена на
формирование у обучающихся театральных навыков, что способствует повышению общей
культуры ребенка. Общеразвивающая программа дополнительного образования детей
предоставляет широкие возможности обучения основам театрального искусства, дает
возможность ввести детей 5-7 лет в мир театра. Программа поможет дошкольникам
творчески проявить себя посредством театральной игры, пластики и импровизации.
Развивает внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение,
фантазию ребенка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит владению своим
эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививает ребенку
практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации
выступления, спектакля, воспитывает навыки коллективно-творческой деятельности,
ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Стремление к
актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении,
способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с
силой творчески-преобразующей деятельности.
Адресат программы: возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 5-7 лет.
Старший дошкольный возраст - это возраст психологического взросления. После
пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками в игре и других
видах совместной деятельности. Существенно увеличиваются интенсивность и широта
круга общения. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие
диалогической речи. В процессе диалогического общения старших дошкольников
зарождается и формируется новая форма речи - монолог. По-прежнему ведущей
деятельностью у старших дошкольников является игра.
Познавательные интересы
претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с
наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления.
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Старших
дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на творческий процесс. Дети
начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на
определенный род деятельности. Развитие произвольного запоминания непосредственно
связано с их речевым развитием. В непосредственной зависимости от развития речи
ребенка находится и формирование его воображения. Воображение в этом возрасте
расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее
освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Кроме того,
продолжают совершенствоваться обобщения и формируются навыки рассуждения, что
является основой словесно-логического мышления. Дети старшего дошкольного возраста
активно осваивают построение разных типов текстов: описания, повествования,
рассуждения. Дети свободно используют в своей речи средства интонационной
выразительности, легко владеют повествовательной и восклицательной интонациями. Они
способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях. Старшие
дошкольники способны выстроить рассказ, изложив завязку, кульминацию и развязку.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры режиссерские, фантазии, с правилами. Поэтому для занятий театральной деятельностью для
этого возраста оптимальными являются демонстрационные методы. К возрастной
особенности внимания относится
сравнительно небольшая устойчивость, поэтому во
время занятий таким детям необходимы небольшие паузы для отдыха.
Также в этом
возрасте дети очень эмоциональны, поэтому художественно-эстетическое развитие
происходит успешно.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу;
- продолжительность одного академического часа - 30 минут;
Срок освоения программы рассчитан на 1 год обучения. В объеме 72 часа.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный. Численность
обучающихся от 10 до 18 человек в группе.
В группу принимаются все желающие, не имеющие предварительной подготовки.
Специального отбора не производится. Педагог организует деятельность с учетом особых
индивидуальных способностей и потребностей детей.
Уровневость общеразвивающей программы:
«Стартовый уровень» обучения предполагает использование и реализацию общедоступных
и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого
для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная форма
Основной формой организации процесса обучения является групповое занятие.
Виды занятий:
-
практическое занятие;
открытое занятие;
спектакль;
традиционное занятие;
комбинированное занятие;
репетиция.
Формы подведения результатов:
-
спектакль;
творческая работа;
участие в конкурсах, праздниках и фестивалях;
открытые занятия (2 раза в год).
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель программы: Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы
обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Основные задачи программы:
Обучающие:
-
познакомить с основами театрального искусства - актерское мастерство и
сценическая речь;
формировать культуру общения;
обучить детей элементарной сценической, исполнительской культуре;
обучить практическим умениям и навыкам в различных видах - театральной и
исполнительской деятельности.
Развивающие:
- развивать пространственные представления;
- развивать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов
театральной студии;
- развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения,
логического и творческого мышления каждого ребёнка;
- формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
- развивать способность действовать в коллективе для достижения общей цели, не
теряя собственной индивидуальности.
Воспитательные:
- воспитать культуру поведения и общения;
- воспитывать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность,
выносливость, сопереживание, трудолюбие, упорство, силу воли;
- стимулировать
стремление
к
гармоничному
развитию
личности
и
совершенствование духовно-нравственных качеств;
- воспитывать ответственность, умение ребенка работать в коллективе.
- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и
сотрудничества.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБН Ы Й ПЛАН
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
Название темы
Театральная игра
Я и мир
Я и мир предметов
Эмоции, интеллект и
воображение
Репетиционно
постановочная работа
Сценическая речь
Речевой аппарат
Количество часов
Теория
Всего
П рактика
36
10
26
4
1
3
6
1
5
12
4
8
14
4
10
18
3
15
8
1
7
Форма аттестации/
контроля
наблюдение
наблюдение,
творческая работа
творческая
работа,
наблюдение
творческая
работа,
наблюдение
наблюдение,
творческая работа
2.2.
2.3.
Дыхание
Дикция
3.
Сценическое
движение.
Введение в предмет
сценическое движение
Упражнения
в
равновесии.
Всего
3.1.
3.2.
5
1
4
5
1
4
18
4
14
10
2
8
8
2
6
72
17
55
наблюдение
наблюдение,
творческая работа
наблюдение,
творческая работа
творческая
работа,
спектакль
Содержание учебного плана:
1.
Театральная игра.
Дисциплина «театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры
обучающихся - через игру и коммуникативную деятельность, способствовать социализации
детей, развить творческие способности, раскрыть индивидуальность, научить быть в
гармонии с собой.
1.1. Я и мир.
Теория:
1. Я наблюдаю мир. Объяснение темы «Я наблюдаю мир». Понятие игра;
2. Я слышу мир. Объяснение темы «Я слышу мир»;
3. Я осязаю и обоняю мир. Объяснение темы «Я осязаю и обоняю мир»;
4. Язык жестов, движений и чувств (эмоции). Понятие жесты, движения, чувства.
Практика:
1. Упражнения - «сказка», «Волшебная шапка», «Цвет настроения», «ладонь»,
«фотография», «Если бы я», «Я нашёл предмет»;
2. Упражнения - «круги внимания», «угадай шумы», «искусственные шумы», «радио»,
«слышу одного» «Кошечка скажи мяу»;
3. упражнения - «узнать запахи», «ощущение запаха», «вкусовые ощущения»,
«фотография», «чем пахнет слово»;
4. Упражнения - «Информация через стекло. Дальнее расстояние», «упражнения на
предлагаемые обстоятельства», «эмоциональная память», «цветение и увядание», «ячайник» «я умею».
1.2. Я и мир предметов.
Теория:
1. Предметы, принадлежащие мне. Объяснение темы «Я и мир предметов»;
2. Объекты ближнего круга;
3. Предметы в моем доме. Беседа о домашних предметах;
4. Предметы улиц. Беседы о городских и уличных предметах;
5. Объекты дальнего круга.
Практика:
1. Упражнения - «изучение комнаты», «первая буква», «любимое место в мире», «я предмет» «я нашел предмет»;
2. Упражнения - «предметы вокруг меня», «рисунок»;
3. Упражнения - «я - предмет», «внутренний монолог»;
4. Упражнения - «изображение предметов улиц и городов», «внутренний монолог», «этюды
на предлагаемые обстоятельства»;
5. Упражнения - «наблюдения за партнером», «тень», «зеркало», этюдная работа на основе
упражнения тень и зеркало.
1.3. Эмоции, интеллект и воображение.
Теория:
1. Сценическое внимание. Объяснение термина «внимание»;
2. От воспоминаний к действию. Значение термина «воспоминание»;
3. Как выстраивать логику воображения. Значение термина «интеллект». Как выстраивать
логику воображения;
4. Воображение как рычаг. Воображение и фантазирование. Воображение как рычаг.
Активизация воображения;
5. От эмоций к действиям. Объяснение темы «Эмоции. От эмоций к действиям».
Практика:
1. Упражнения - «путешествие внутрь себя», «погружение в арбуз», «чем вы заняты?»,
«остановите мгновение», «ухватите шлейф образа»;
2. Упражнения - «когда вы ели мороженное», «вспомнить имена и лица», «воссоздайте
событие», «пригласите в гости старого друга» «настройте картину «ухватите шлейф
образа»;
3. Упражнения - «неизвестное устройство», «подберите существительное», «восстановите
оригинал», «придумайте новый предмет»;
4. Упражнения - «день рожденье», «живая картина», «волшебная палочка», «придумайте
символ», «оркестр в голове»;
5. Упражнения - «смена эмоций», «безутешный ребенок», «держите себя в руках»,
«вообразите эмоцию», «ожидание радости».
1.4. Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Многообразие выразительных средств в театре. Знакомство с драматургией,
декорациями, костюмами, музыкальным оформлением. Значение поведения в актерском
искусстве. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего
поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практика: Читка сценария. Распределения ролей. Репетиции. Отчетные и показательные
программы, спектакли и контрольные уроки.
2. Сценическая речь.
Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным
художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие
мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпии и
выстраиванию логико-интонационной структуры речи.
2.1. Речевой аппарат.
Теория:
1. Основы строения речевого аппарата. Небо. Язык. Связки. Губы. Принцип действия.
Понятие об артикуляции;
2. Развитие речевого аппарата. Важность артикуляционной гимнастики для развития
речевого аппарата.
Практика:
1. Простейшие упражнения для тренировки губ, языка и нижней челюсти. Разучивания
комплекса упражнений: гимнастика губ, гимнастика языка, подвижность нижней челюсти,
зевок;
2. Упражнения для развития артикуляции, правильной постановки челюсти и образования
звуков.
2.2. Дыхание.
Теория:
1. Воспитание навыков вдоха и выдоха. Что такое правильно дыхание;
2. Дыхательная гимнастика. Знакомство с дыхательной гимнастикой.
положение тела «тело на колок».
Правильное
Практика:
1. Упражнения на основе гигиенического массажа, а также для развития правильного
сценического дыхания: «Шарик», «Баня», «Жонглер», «Мир насекомых» «Насос»;
2. Апробированные методы дыхательной гимнастики. Гигиенический массаж.
2.3. Дикция
Теория:
1. Скороговорки, стихи. Правила при работе над дикцией;
2. Игровые разминки.
Практика:
1. Цепочка гласных звуков, глухие - звонкие, шипящие, мягкие, твердые, сонорные;
2. Одиночные упражнения. Парные упражнения (в форме диалога).
3. Сценическое движение.
Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в
котором
психическое
и
физическое
существуют
в
неразрывной
связи.
Раздел «сценическое движение» направлен на развитие специальных качеств актера
(аппарат воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью,
расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем
проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по
смыслу и разнообразным по окраске реакциями.
3.1. Введение в предмет сценическое движение.
Теория:
1. Развитие психических и психофизических качеств. Введение в предмет «сценического
движения». Объяснение темы;
2. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актера упражнения. Понятие
мышечно-двигательного аппарат. Объяснение темы.
Практика:
1. Общее двигательные навыки. Вводные упражнения. Вводная композиция. Упражнения
на внимание, память, силу, выносливость, скорость, ловкость;
2. Комплексные упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног,
упражнения одиночные в статике, упражнения одиночные в динамике, парные упражнения.
3.2. Упражнения в равновесии.
Теория:
1. Различные виды одиночного балансирования, объяснение темы. Рассказ о различных
видах одиночного балансирования;
2. Парные и групповые упражнения, объяснение темы. Рассказ о различных видах парных и
групповых упражнениях.
Практика:
1. Упражнения: «крокодил», «видеокамера», «ходьба по канату»;
2. Упражнения: «качели», «лодочка», «мостик», «паром» и др.
1.4. Планируемые результаты:
Предметные:
- владеть основами актёрского мастерства; выражать разнообразные эмоциональные
состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
- уметь использовать навыки публичных выступлений;
- уметь использовать приобретенные технические навыки при решении
исполнительских задач;
- уметь использовать навыки участия в репетиционной работе, координироваться в
сценическом пространстве, использовать навык по владению психофизическим
состоянием.
Личностные:
-
умение работать в творческом коллективе: вежливо, тактично и уважительно
относиться к партнерам по сцене;
умения корректно анализировать свою работу и работу своих партнеров,
способность к взаимодействию;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
мобильность, потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение стремление прислушиваться к
мнению других.
Метапредметные:
- способность к импровизации, творческому самовыражению, уметь слушать и
понимать речь других, уметь выразительно читать и пересказывать содержание
текста;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и
деятельности других;
- способность к адекватной самооценке и оценке товарищей, умение работать и
сотрудничать в коллективе;
- использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической
работе на сцене при исполнении концертного номера или роли в спектакле.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
Обеспечение программы:
Материально-техническое обеспечение программы
- помещения: репетиционная, мастерская и помещение для хранения, декораций,
реквизита, костюмов. Репетиционное помещение оборудуется, как миниатюрный
зрительный зал с небольшой сценой, занавесом, специальным освещением.
- магнитофон или DVD /CD проигрыватель с USB проигрыватель, фонотека с
классической, народной и современной музыкой для актерских тренингов и
озвучивания спектаклей;
- мягкие ковры или паласы для занятий тренингом на полу;
- материалы для изготовления, декораций.
Методическое обеспечение программы осуществляется:
учебно-методическими комплексами: рабочая программа, календарно-тематический
план, планы занятий, методические рекомендации, способы диагностики (фонды
оценочных средств), контрольные задания.
Информационное обеспечение
- аудио, фото и интернет-источники для фиксации результатов, поиска материала
для занятий.
- фонотека русской, зарубежной, классической и современной музыки.
- видеотека спектаклей коллектива, профессиональных и любительских театров;
- репертуарные сборники пьес, книги по истории театра, сборники детских сказок
и стихов;
- методические разработки с творческими заданиями, театральными играми и
упражнениями по актерскому мастерству.
Кадровое обеспечение.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий среднее или высшее образование, обладающий знаниями и опытом работы в
театральном искусстве.
2.2 Основные методы реализации программы:
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный
(объяснение
сопровождается
демонстрацией
наглядного
материала;
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее
решения);
- метод театрализации;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод работы «от простого к сложному»;
- театральная игра.
Методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием
наглядных пособий и технических средств;
практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;
интеллектуальными - логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;
эмоциональными - переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает
эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Методы воспитания:
- убеждения,
- упражнения,
- личный пример;
-
поощрения.
Основные формы работы:
1. Мастер —класс - занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода
театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства.
- культуры речи;
- сценического движения;
- работы над художественным образом.
2. Репетиция - разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа
исполнительским планом, работа над сценическим движением - «разводка» сцен.
над
3. Показ мини-спектаклей (других форм театрализации) - публичное выступление.
4. Воспитательные формы работы - беседы о театре, совместные праздники.
Индивидуальная работа с родителями - беседы, консультации, приглашения на
выступления.
Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный,
работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в
атмосфере творчества.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Итоговая аттестация в детском театре является необходимым заключительным
этапом образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить реальную
результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой аттестации
необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому
обучающемуся, учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности.
В процессе образовательной деятельности используются:
- собеседование
- наблюдение
- анализ этюдов
- выступления
- спектакли
- творческие работы.
Формы подведения результатов:
- опрос
- практическое занятие
- открытое занятие
-
спектакль
Программа предполагает отслеживание результатов образовательных достижений
обучающихся в рамках проведения диагностики.
По завершении прохождения программы, проводится итоговое занятие дифференцированный зачет в виде спектакля или концерта-просмотра.
Критерии оценки развития творческих способностей обучающихся:
Активность
0 - отсутствие
1 - участие в устной деятельности
2 - участие в практической деятельности
3 - самостоятельная творческая активность
Фантазия
0 - не развита
1 - фантазия от сопутствующего сигнала с направляющей
2 - фантазия полного образа с направляющей
3 - фантазия самостоятельная
Актерское мастерство
0 - не развито
1 - выход в сценическую атмосферу
2 - уверенные физические действия в сценической атмосфере
3 - передача психофизического состояния в сценической атмосфере
Сценическая речь
0 - нет навыков
1 - правильное, чёткое произношение с использованием - интонации
2 - логика речи, задача и подтекст, словесное действие при помощи педагога
3 - логика речи, задача и подтекст, словесное действие без помощи педагога
Кроме этого, при заполнении карты творческого развития учащихся в ней
указываются и негативные моменты, которые выявились в результате выполнения
итоговых упражнений (например, рассеян, пассивен, зажат)
Вида контроля:
Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования
коллектива - изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и
достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Низкий уровень
- нет задатков к
исполнительскому
театральному
творчеству - отсутствие
Средний уровень
- наличие интереса к
обучению при
отсутствии специальных
способностей -
Высокий уровень
- есть задатки к театрально
исполнительской
деятельности и интерес к
занятиям - устойчивый
навыка произвольного
внимания необходимость
многократного
повторения материала замкнутость,
психологическая
зажатость - быстрая
утомляемость
существует
первоначальный навык
произвольного внимания
- постепенное усвоение
материала - средняя
утомляемость
навык произвольного
внимания инициативность,
активность в выполнении
заданий работоспособность,
увлечённость
Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии.
Промежуточный контроль полугодия.
проводится по окончании изучения темы, в конце
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе - проверка освоения
программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Низкий уровень
- устойчивая
мотивация
только в некоторой части
занятия
- отсутствие увлечённости в
выполнении
некоторых
упражнений - отказывается
выполнять
некоторые
самостоятельные задания иногда
отказывается
работать
в
группе
с
некоторыми
детьми
стесняется выступать перед
своей группой - допускает
пропуски
занятий
по
уважительной
и
без
уважительной причин - не
принимает
участия
в
открытых
занятиях
и
выступлениях коллектива низкая скорость решений кривляется и смеётся во
время исполнения этюдов
Средний уровень
- положительная мотивация
к занятию вообще
увлеченность
при
выполнении упражнений испытывает затруднения при
выполнении
самостоятельных заданий не активен в работе малых
групп
испытывает
стеснение в присутствии
зрителей
пропускает
занятия
только
по
уважительной причине средняя скорость решений видит
разницу
между
кривляньем
и
перевоплощением в игре
Высокий уровень
- устойчивая
мотивация
именно
к
театральному
творчеству
- активность и увлеченность
в выполнении заданий умеет
конструктивно
работать в малой группе
любого состава - творческий
подход к выполнению всех
упражнений, изученных за
определенный
период
обучения
умение
выполнять упражнения при
зрителях-одноклассниках пропускает занятия очень
редко.
Примерные темы занятий:
№
1.
Название темы
Атмосфера
Содержание темы
Активизировать внимание детей
при знакомстве с новым
коллективом и общей игрой.
Создание комфортной творческой
атмосферы.
Виды упражнений
«Превращение»
«Я тебе верю»
«Путешествие»
«Повтори движения»
«Это я»
Правильно дышим
Развивать правильное речевое
дыхание
3.
Учимся говорить поразному
4.
Наши эмоции
Развивать интонационный строй
речи у детей. Учить
проговариванию фраз с различной
интонацией.
Совершенствовать умение передать
ту или иную эмоцию. Умение
распознать эмоции радости, грусти,
злости по мимике и интонации
голоса.
Обогащать и активизировать
словарь детей понятиями,
обозначающими различные эмоции
5.
Я герой сказки
Учить понятно и логично отвечать
на вопросы по содержанию сказки,
стихотворения. Совершенствовать
выразительность движений,
развивать фантазию.
Образ героя.
Перевоплощение.
Музыкальные игры с
повтором слов.
«Тучка» «Ку-ку»
«Колобок» «Репка»
«А у меня.»
6.
Мы придумываем
сказку
Упражнения-этюды,
отражающие образы
персонажей и
предметов.
7.
Образ героя
8.
Учимся четко
говорить
Развить умение последовательно и
выразительно пересказывать.
Учить передавать эмоциональное
состояние героев мимикой,
жестами, сцен движением.
Учить распознавать героя по
характерным признакам.
Совершенствовать умение детей
передавать образы героев.
Отработать дикцию
проговариванием скороговорок,
развивать ее.
9.
Мой мир фантазий.
Учить связно и логично передавать
мысли. Совершенствовать средства
выразительности в передаче образа.
10.
Мы в сказке.
Сочиняем новую
сказку
11.
«Мы любим сказки»
Совершенствовать умение детей
драматизировать сказку. Учить
последовательно излагать мысли по
ходу сюжета. Совершенствовать
навыки групповой работы. Учить
выразительно, передавать
характерные особенности героев
сказки.
Закреплять умение детей
2.
Упражнения «Игры со
свечой», «Мыльные
пузыри».
Упражнения, игры на
отработку интонационной
выразительности
«Вероника» «Зоопарк»
Знакомство детей с
пиктограммами, радость,
грусть, страх. Этюды на
различные эмоции.
Игра «Угадай эмоцию»,
«Испорченный телефон»
Игра «Угадай героя».
Превращение в героя.
Замри.
Упражнения:
«Паровоз» «Топорик»
«Крашу я забор»
Придумывание
стихотворения с детьми с
помощью педагога. Рассказы
детей по ассоциациям.
Интонационные упражнения.
Упражнения у зеркала
«Настроение». Драматизация
сказки. Погружение в сказку,
придуманную детьми.
Беседа о настроении героев
сказки.
Погружение в сказочную
использовать различные средства
выразительности в передаче
образов героев сказок.
ситуацию.
Драматизация сказки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Актерский тренинг: Мастерство актера в терминах Станиславского. - Москва АСТ,
2010. - (Золотой фонд актерского мастерства)
2. Аннушкин В.И. Техника речи: учебное пособие. Изд.: Флинта. Москва, 2022.
3. Артур Бартоу. Актёрское мастерство. Американская школа. Издательство Альпина
нон-фикшн. 2015г.
Источник: https://vvborok.com/knigi-po-aktvorskomu-masterstvu
4. Бернард Хиллер. Секреты актерского мастерства в Голливуде Издательство АСТ
2015г.
Источник: https://vvborok.com/knigi-po-aktvorskomu-masterstvu
5. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссера. Москва ,2022г.
6. Ивана Чаббак. Мастерство актёра. Техника Чаббак. Издательство Эксмо ООО 2013 г.
Источник: https://vvborok.com/knigi-po-aktvorskomu-masterstvu 5. Сергей Гиппиус.
Гимнастика чувств. Актерский треннинг. Москва ,2017г.
7. И.П. Козлянинова, И.Ю. Промптова. Сценическая речь. Издательство ГИТИС.
Театральное искусство.
Источник: https://vvborok.com/knigi-po-aktvorskomu-masterstvu
8. Майкл Пауэлл. Актёрское мастерство для начинающих. Издательство: Эксмо, 2011.
Источник: https://vvborok.com/knigi-po-aktvorskomu-masterstvu
9. Мария Кнебель: Слово в творчестве актера. Учебное пособие Издательство: Планета
музыки, 2022 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/567058/
10. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / В. И. Немирович-Данченко. - Москва:
АСТ; Зебра Е; ВКТ, 2009. - (Актерская книга)
11. Шихматов Л.М. - Сценические этюды. - С.П. Планета музыки,2014.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.:
ТЦ Сфера, 2013.
13. Юрий Альшиц. Треннинг Forever. Для детей, подростков и их родителей Москва,
2021г.
Для обучающихся и родителей:
1. Бажанова Р.К. Феномен артистизма и его театральные разновидности / Р. К.
Бажанова // Обсерватория культуры. - 2010. - № 4. - С. 42-49
2. Детский театр - сказки, пьесы, сценарии. https://miroslava-folk.ru/children-theater
3. Жабровец М.В. Тренинг фантазии и воображения: методическое пособие / М.В.
Жабровец. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008
4. И.В Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста.М.: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006 (Тверь:
Тверской полиграфкомбинат детской литературы)
5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М.: Астрель, 2013.
6. Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды / О.
Лоза. - Москва: АСТ, 2009. - (Золотой фонд актерского мастерства).
7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
8. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». - М.: АРКТИ, 1999
9. Суркова, М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка / М.Ю.Суркова. - Москва: СГАКИ, 2009. - 293с.
10. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий / сост. А. Савина. Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2010 - (Мир культуры, истории и
философии)
11. Чехов. М.А. Тайны актерского мастерства. Путь актера / М. А. Чехов. - Москва:
АСТ,2009. - (Золотой фонд актерского мастерства)
12. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М., 1989
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов:
1. Актерское мастерство. - Режим доступа: http://acterprofi.ru.
2. Античный театр. - Режим доступа: http://anti4teatr.ucoz.ru.
3. Драматешка: http://dramateshka.ru/ -архив детских пьес, музыка, эскизы костюмов,
шумотека и многое другое для постановки детского спектакля.
4. История: Кино. Театр. - Режим доступа: http://kinohistory.com/index.php
5. Каталог: Театр и театральное искусство. - Режим доступа: http://www.artworldtheatre.ru.
6. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.
7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. - Режим доступа:
http://www.theatreplanet.ru/articles
8. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа:
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
9. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа
http://biblioteka.teatr-obraz.ru
10. Театральная Энциклопедия. Режим доступа:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
11. Театральная энциклопедия. - Режим доступа: http://www.theatre-enc.ru.
12. Театры мира. - Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat
13. Театры народов мира. - Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/