Город мастеров

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.

кОк«<ДЮЦ «Алые
Мосиенко

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Город мастеров»
для детей 7 - 1 4 лет
срок реализации программы 2 года

Автор-составитель:
Антропова Дарья Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Верхняя Пышма, 2024

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1. Пояснительная записка
Направленность программы - программа относится к художественной
направленности.
Программа направлена на развитие художественно вкуса, художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира.
Актуальность образовательной программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
разработана в соответствии с нормативными документами:

программа

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.

Слово «дизайн» встречается повсеместно, можно говорить о дизайне стула,
компьютера, школы, узора на ткани, коллекции одежды, ресторана, бутерброда, космической
станции. Все изделия имеют свой дизайн. Таким образом, дизайн многолик. В разных сферах
деятельности человека этот термин понимается по-разному. Он включает в себя и то, как
выглядит изделие, и сам процесс проектирования - изготовления, который приводит к
конечному результату.
С каждым годом на рынке труда растет спрос на дизайнеров различных областей, в
связи с этим открываются школы и факультеты дизайна, где обучающиеся смогут получить
знания, умения и навыки, которые они будут использовать в своей дальнейшей
профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями представленной образовательной программы,
Основы дизайна «Город мастеров», является знакомство с основными разновидностями
дизайна - это предметный (промышленный) дизайн, графический дизайн, дизайн костюма и
дизайн пространственной среды. Разделы предлагаемой программы помогут. овладеть
основами знаний о дизайне как специфической художественно - творческой, конструкторской
деятельности человека
В основной же своей массе программы ориентируются на классический набор начальной
художественной подготовки. Поэтому в основу программы были положены следующие
программы по дополнительному художественному образованию детей:
1.
Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна.
5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011,
с. 96-113.
2. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна.
5-9 классы / авт.-сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2- е.- Волгоград: Учитель,
2011, с. 96-113.
3. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев,
Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
В отличие от перечисленных программ данная программа не только дает возможность
познакомиться с разными направлениями дизайна, но и предполагает работу над
индивидуальными и коллективными проектами в студии дизайна как одной из форм развития
интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными.

Программа выстроена на основе разноуровневого подхода в соответствии с разделами
программы. Каждый год обучения делится на уровень по принципу сложности от
«стартового» до «базового». Разноуровневая программа реализует право каждого ребенка
на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе, объёме и
сложности.
1 год обучения

«Стартовый уровень» Обучающиеся получают первоначальные технологические
знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми при работе,
изготавливают простые изделия, учатся конструировать и моделировать из различных
материалов. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию наглядно-образного,
пространственного, цветового мышления, композиционного, а также творческих
способностей, творческого воображения, самостоятельности, мелкой моторики.
2 год обучения
«Базовый уровень» Углубляются полученные знания и происходит переход к
изготовлению более объемных и более трудоёмких работ.
Обучающиеся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологией
и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные
знания, что позволяет им самовыражаться.
Адресат общеразвивающей программы - дети от 7 до 14 лет.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в
восприятии и воспроизводстве объектов различных техник декоративно прикладного
творчества.
Программа охватывает 2 этапа возрастной периодизации обучающихся: младший
школьный возраст и подростковый. Педагогу необходимо учитывать, что этим этапам
соответствуют разные психологические характеристики.
Младшие школьники отличаются остротой восприятия действительности и
окружающего мира в целом. Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная
эмоциональность восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее
эмоциональный отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета.
Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для
занятий
декоративно-прикладным
творчеством
оптимальными
являются
демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей
совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не
отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу
на занятиях педагог развивает мышление детей.
Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое,
неожиданное. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно
небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для
отдыха.
Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо,
наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в
этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно­
эстетическое развитие.
Подростки испытывают конфликты с самими собой и другими. Через внешние срывы и
восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои
отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным
опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Для детей подросткового
4

возраста, наиболее оптимальной формой объединения является студия. Именно в студии
«Город мастеров» особой школой социальных отношений становится общение со
сверстниками и педагогом.
Наполняемость группы:
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный. Численность
обучающихся от 9 до 18 человек в группе.
Принцип формирования учебных групп:
Для освоения программы не требуется предварительная художественная подготовка.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями -10 мин.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы
Год обучения
1
2

Количество часов
в неделю
4
4
Итого по программе

в год
144
144
288

Срок освоения программы
Объём программы -288 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения - 144 часа в год;
2 год обучения - 144 часа в год.

Особенности организации образовательного процесса.
Применяется традиционная модель реализации программы. Она представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной реализации.
Формы обучения:
- фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
- индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работ);
- групповая (организация работы в группах);
5

-

индивидуальная (индивидуальное выполнение работы).
Виды занятий

-

Практическое занятие;
Беседа;
Мастер-класс;
Творческий отчет;
Самостоятельное занятие.

Формы подведения результатов
- Защита творческих проектов;
- Занятия - выставки;
- Презентации;
- Выставки-презентации;
- Конкурсные программы.
В результате освоения данной программы обучающийся должен обладать
соответствующими художественно-исполнительскими и теоретическими знаниями, умениями
и навыками.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, а также
обеспечение эмоционального благополучия, посредством изучения основ дизайна.
Задачи программы
Обучающие:
-

Познакомить с основами различных техник декоративно прикладного творчества;

-

Обучить строить композицию в определенной системе и последовательности;

-

Обучить классическим приёмам работы с различными материалами и в разных
художественных техниках;

-

Обучить различным направлениям дизайна;

-

Формировать практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного
творчества;

-

Обучить практическим навыкам, помогающим ребенку раскрыть и развить свои творческие
способности, а также способствовать раннему профессиональному самоопределению;

-

Научить непосредственно, творчески мыслить и выражать свои замыслы в индивидуальном
дизайнерском проекте.
Развивающие:

-

Развивать мотивацию к познанию и творчеству;

-

Развивать познавательные и эмоционально-волевые процессы;

-

Развивать художественные, творческие, эстетические и организационно-коммуникативные
способности обучающихся;

-

Развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры.
6

Воспитательные:
-

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, стремление к поиску новых
форм и декоративных средств выражения образа;

-

Воспитывать стремление к самообразованию;

-

Воспитывать внутреннюю личностную культуру;

-

Воспитывать самоорганизацию личности;

-

Воспитывать активную жизненную позицию.

1.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Развит общий кругозор;
- Развито художественно-образное мышление;
- Развито художественно-эстетический вкус при составлении композиции объектов
дизайна;
- Сформирован интерес к различным видам декоративной отделки и положительную
мотивацию к совершенствованию в данных направлениях декоративно-прикладного
искусства;
- Развито зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры.
Личностные результаты:
- Сформировано у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей
индивидуальной функции в коллективном процессе;
- Сформирован навык самодостаточного проявления своих творческих способностей в
работе;
- Сформирована общая культура обучающихся;
- Организация содержательного досуга;
- Воспитана эмоциональная отзывчивость на явления художественной культуры;
- Воспитано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Предметные результаты:
- Изучены основы различных техник декоративно-прикладного творчества;
- Владение практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий;
- Обучены основам дизайна;
- Знакомы с основными законами композиции;
- Умение пользоваться законами цветоведения;
- Сформированы практические
изобразительного творчества.

навыки

работы

1 год обучения, обучающиеся должны:
Знать:
- Правила техники безопасности на занятиях;
7

в различных

видах дизайна и

- Общее понятие о дизайне и его разновидностях;
- Названия материалов и рабочих инструментов;
- Законы цветоведения и композиции;
- Виды техник, используемых при создании объектов дизайна;
- Виды техник, используемых при декорировании объектов дизайна;
- Особенности различных техник прикладного творчества;
- Профессиональную терминологию.
Уметь:
- Составлять тематические композиции;
- Работать с гуашью;
- Работать лайнером или гелиевой ручкой;
- Рисовать эскизы;
- Работать в различных декоративно-прикладных техниках.
Иметь навыки:
- Пользоваться различными инструментами и материалами;
- Уметь в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- Выполнять декорирование с использованием современных материалов;
- Соблюдать правила техники безопасности во время работы в студии;
- Создавать креативный образ при выполнении

задания.

2 год обучения, обучающиеся должны:
Знать:
- Правила техники безопасности на занятиях;
- Общее понятие о дизайне и его разновидностях;
- Названия материалов и рабочих инструментов;
- Профессиональную терминологию.
Уметь:
- Составлять тематические композиции;
- Работать в графике;
- Изготавливать сувенирные изделия и предметы интерьера;
- Изготавливать аксессуары;
- Разрабатывать творческий проект;
- Работать в группе
Иметь навыки:
- Пользоваться различными инструментами и материалами;
- Уметь в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
- Выполнять декорирование с использованием современных материалов;

- Соблюдать правила техники безопасности во время работы в студии;
- Создавать креативный образ при выполнении

задания.

1.4. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Стартовый уровень
1 год обучения

Уровень
Разделы
сложности
стартовый

Количество академических
часов
теория
всего
практика
2
1
1

Введение в
образовательную
программу:
Понятие дизайн, его рол!
в современном мире,
краткая история дизайна.
Основы цветоведения.
28
4
24
Основы композиции.
30
4
26
22
4
18
Многообразие фактур.
16
4
12
Предметный дизайн.
Виды техник,
используемых при
создании объектов
дизайна.
Предметный дизайн.
34
4
30
Виды техник,
используемых при
декорировании объектов
дизайна.
12
2
10
Создание авторского
проекта.
Итого за первый год обучения:144

Формы промежуточной
(итоговой)аттестации
Викторина

Выставка учебных работ
Презентация работ
Выставка учебных работ
Анализ работ

Выставка учебных работ

Отчетная выставка
часа

Итого на стартовом уровне:144 ча>

Стартовый уровень
1 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу:
Понятие дизайн, его роль в современном мире, краткая история дизайна
Теория: Введение в образовательную программу.
Правила техники безопасности. Правила работы с изобразительными материалами. Понятие
дизайн. Многообразие видов дизайна.
Практика: Игры на знакомство. Творческие упражнения на командообразование. Изучение
наглядных материалов.
Тема 2. Основы цветоведения
Теория: Теория Цвета. Понятие цветоведение и цвет. Цветовой круг. Ахроматические и
хроматические цвета. Цветовой тон, насыщенность и светлота. Родственные цвета.
Дополнительные цвета. Понятие контраст. Теплые и холодные цвета. Цветовые ассоциации.
Практическая работа: Композиция цветовой круг. Смешение составных цветов. Композиция
в ахроматических и хроматических цветах. Растяжка по светлоте и насыщенности.
Композиция из родственных цветов. Композиция из контрастных цветов. Композиция в
технике монотипия бабочка теплыми цветами. Композиция в холодных цветах. Рисование
цветовых абстракций под различные стили музыки. Аттестационная работа-копия работы
художника-пейзажиста.
Тема 3. Основы композиции. Формообразование. Форма и вариации ее изображения
Теория: Понятие компоновка. Принципы компоновки. Понятие формы. Многообразие форм
окружающего мира. Симметрии и асимметрии. Статика и динамика, и принципы их создания.
Понятие линия, пятно и точка. Понятие ритм. Понятие акцент.
Практическая работа: Композиция натюрморт. Композиция в технике коллаж из набора
геометрических фигур в виде животных. В технике коллаж создать симметричную и
асимметричную композицию при наборе одинаковых геометрических предметов. Создание
динамичных и статичных композиций в технике монотипия. Композиция, выполненная из
линий, пятен и точки.
Композиция в технике пуантилизм. Композиция с акцентом. Аттестационная работа.
Тема 4. Многообразие фактур
Теория: Фактура как изобразительное средство. Понятие фактура, способы создания фактур.
Фактура в композиции. Рельеф. Изучение способов декорирования поверхности средствами.

Практическая работа: Создание различных фактур, разными техниками рисования. Фактуры
с реальных предметов. Создание композиции при помощи фактур. Декорирование с помощью
салфеток различных поверхностей в технике бумажная пластика. Создание аппликаций.
Тема 5. Предметный дизайн. Виды техник, используемых при декорировании объектов
дизайна
Теория: Техника декупаж и техника декорирования. История батика. Виды батика. Техника
батик. Роспись по ткани и ее история. Техника росписи по ткани. Шаблонный метод росписи
ткани. Роспись по стеклу и техника росписи.
Практическая работа: Декорирование предметов интерьера в технике декупаж. В технике
узелковый батик. Роспись по ткани. Роспись по стеклу.
Тема 6. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна
Теория: Техника-лепка из соленого теста. Правила создания материала для лепки. Вариации
использования материала. Техника папье-маше. Правила работы с материалами. Материал
фетр и техника работы с ним. Техника оригами. Техника пластинография. Виды плетения.
Практическая работа: Создание интерьерных украшений из соленого теста. Создание
интерьерных украшений (тарелки, чашки) в технике папье - маше. Создание броши из фетра.
Создание частей композиции в технике оригами. Композиция в технике пластинография.
Плетение мандалы и ловцов снов. Валяние из шерсти интерьерной игрушки.
Тема 7. Создание авторского проекта. Аттестационная работа
Теория: Правила выполнения и выбор темы авторского проекта.
Практика: Создание авторского проекта.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Базовый уровень
2 год обучения
Уровень
сложности

Разделы

базовый

Введение в
образовательную
программу:
Понятие дизайн, ег
роль в современно:
мире, краткая
история дизайна.
Графический
32
4
28
Выставка учебных работ
дизайн. Графика.
Стилизация
природных форм.
2
10
Презентация работ
Проектирование в 12
мире вещей.
6
28
Выставка учебных работ.
Дизайн костюма. 34
Фотосессия
Изготовление
аксессуаров и
головных уборов.
Создание изделий
из текстильных
материалов.
32
4
28
Дизайн
Анализ работ
пространственной
среды. Перспектив
Создание комнаты
бумагопластика.
Создание предмето
интерьера.
Предметный
16
2
14
Выставка учебных работ
(промышленный)
дизайн.
Изготовление
сувениров из
различных
материалов.
16
2
14
Отчетная выставка
Работа над
индивидуальным
творческим
проектом.
Итого за второй год обучения:144 часа

Формы промежуточной
Количество
академических часов
(итоговой)аттестации
теория практик
всего
2
1
1
Викторина

Итого на базовом уровне:144 часа

Базовый уровень
2 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу:
Понятие дизайн, его роль в современном мире, краткая история дизайна
Теория: Введение в образовательную программу.
Правила техники безопасности. Правила работы с изобразительными материалами. Понятие
дизайн. Многообразие видов дизайна.
Практика: Творческие упражнения на командообразование. Изучение наглядных материалов.
Тема 2. Графический дизайн. Графика. Стилизация природных форм
Теория: Понятие графический дизайн. Стилизация природных форм. Стилизация объекта по
заданному свойству. Слово - образ. Коллаж. Дизайн открытки. Изучение обложек журналов.
Принцы построения обложки журнала. Изучение обложек книг. Принцы построения обложки
книги.
Практика: Зарисовка с натуры и стилизация растений в технике пятно, линия, цвет. Создание
яркого характерного образа дерева на заданную тему (мощность, декоративность, гибкость,
запутанность, ветвистость и т.д.). Композицию в технике коллаж с шрифтовой частью.
Разработка эскизов и на их основе выполнение дизайна открытки. Разработка эскизов и на их
основе выполнение дизайна обложки журнала в технике коллаж. Разработка эскизов и на их
основе выполнение дизайна обложки книги.
Тема 3. Проектирование в мире вещей
Теория: Этапы художественного проектирования. Художественно-конструкторский поиск,
разработка эскизного проекта, художественно-конструктивный проект. Виды мягких игрушек
и техники изготовления.
Практика: Разработка авторского проекта - комикс. Создание авторской игрушки по
разработанным эскизам.
Тема 4. Дизайн костюма. Изготовление головных уборов и аксессуаров
Теория: Изучение анатомии фигуры человека. Поэтапное построение фигуры. Изучение
эскизов одежды. Изучение понятия коллекция. Изучение понятия коллекция. Виды
аксессуаров. Методы изготовления аксессуаров. Изготовление одежды из нетрадиционных
материалов. Виды материалов.
Практика: Построение фигуры человека. Создание серии фэшен - эскизов. Создание
коллекции моделей одежды. Создание коллекции моделей одежды. Создание определенного
вида аксессуара. Создание костюма из нетрадиционных материалов.
Тема 5. Дизайн пространственной среды

Теория: Дизайн пространственной среды. Различные стилевые направления. Перспектива.
Виды перспективы. Техника объемная бумагопластика. Виды предметов интерьера и техника
создания. Дизайн ландшафта. Техника пластинография.
Практика: Создание коллажа в определенном стилевом направлении. Создание композиции
с применением перспективы. Создание комнаты в технике объёмная бумагопластика.
Создание предмета интерьера, в какой-либо технике. Создание дизайна ландшафта в технике
пластинография.
Тема 6. Предметный (промышленный) дизайн. Изготовление сувениров из различных
материалов
Теория: Виды сувениров. Способы изготовления. Эскизный проект.
Практика: Изготовление сувенира к торжественному событию-свадьбе. Изготовление
сувенира для дома. Изготовление сувенира - подарок на день рождение.
Тема 7. Работа над индивидуальным творческим проектом
Теория: Правила выполнения и выбор темы индивидуального творческого проекта.
Практическая работа: Создание творческого проекта.

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график

1 год

Дата начала Дата
Количество Количество
обучения
окончания учебных
учебных дней
обучения
недель
1 сентября 31 мая
36
72

2 год

1 сентября

Год
обучения

31 мая

36

2.1.

72

Количество Режим занятий
учебных
часов
144
2 занятия по 2
часа в неделю
144
2 занятия по 2
часа в неделю

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Для создания условий реализации программы занятия проводятся в учебном кабинете,
с типовой мебелью, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими требования.
Перечень материалов, необходимых для занятий:
1 год обучения

2 год обучения

Листы формата А 4
Цветная бумага
Клей карандаш
Простые карандаши
Ластик
Ножницы
Гуашь
Цветные карандаши
Точилка
Кисточки
Баночки для воды
Тряпочка
Линейки

Листы формата А 4
Цветная бумага
Клей карандаш
Простые карандаши
Ластик
Ножницы
Гуашь
Цветные карандаши
Точилка
Кисточки
Баночки для воды
Тряпочка
Линейки
Булавки
Ткани
Иглы
Пульверизатор
Рулонная калька

Учебный комплект на каждого обучающегося:
1 год обучения
Папка с листами формата А 3
Листы формата А 4
Цветная бумага
Клей карандаш
Простые карандаши: твердый,
мягкий, твердомягкий
Ластик
Ножницы
Гуашь от 12 цветов
Цветные карандаши
Точилка
Кисточки
Баночка для воды
Тряпочка для краски
Линейка
Черная гелиевая ручка/линер
Фломастеры

2 год обучения
Папка с листами формата А 3
Листы формата А 4
Цветная бумага
Клей карандаш
Простые карандаши: твердый,
мягкий, твердомягкий
Ластик
Ножницы
Гуашь от 12 цветов
Цветные карандаши
Точилка
Кисточки
Баночка для воды
Тряпочка для краски
Линейка
Черная гелиевая ручка
Булавки
Иглы
Фломастеры

Требования к специальной одежде обучающихся:
-

Фартук;

-

Сменная обувь.
Перечень оборудования учебного помещения, кабинета:

-

Магнитно-маркерная доска;

-

Столы и стулья для обучающихся и педагога;

-

Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.

Информационное
фотоаппарат.

обеспечение:

ноутбук,

принтер,

мультимедиапроекторы,

Кадровое обеспечение программы
В реализации данной программы могут участвовать педагоги со средним, высшим
специальным образованием в области художественного творчества, педагогики, дизайна.
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать
определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением
создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также
своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера
разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий
перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными
игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где
каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются
наглядные пособия следующих видов:
естественный или натуральный - образцы материалов, предметы быта, керамические
изделия;
картинный и картинно-динамические - иллюстрации, слайды;
звуковой - музыкальное сопровождение;
видеозаписи;
дидактические пособия - раздаточный материал;
учебники, учебные пособия, журналы, книги.
В зависимости от содержания материала, его сложности и особенности
используются следующие формы проведения занятий: групповая и индивидуальная, очная
форма за исключением самостоятельной работы, теория интегрирована в практику.
1 год обучения:
№
п/п

Название раздела,
темы

1.

Введение. Понятие
дизайн, его роль в
современном мире,
краткая
история
дизайна

Материально­
техническое оснащение,
дидактико­
методический материал
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога

Формы,
методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Индивидуальный
-Групповой

Формы
занятия

учебного

Формы
учебного
занятия:
Групповая
форма
обучения
Форма
подведения
итогов:

2.

Основы цветоведения

3.

Основы композиции.

4.

Многообразие фактур

4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук,
6. мультимедиапроектор.
Дидактико-методический
материал:
-Наглядные пособия изделий
дизайна
выполненных
обучающимися
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6.мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
Цветовой
круг.
Ахроматические
и
хроматические
цвета.
Цветовая растяжка. Схемы
родственных цветов. Схема
дополнительных
цветов(контраст).
Схема теплых и холодных
цвета.
-Примеры работ
-аудиозаписи
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6.мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
Схемы Компоновки.
Плакат
Симметрии
и
асимметрии.
Плакат Линия. Пятно. Точка.
-Примеры работ
- Шаблоны
Материально-техническое
оснащение:

Викторина

Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Аттестационная работакопия
работы
художника-пейзажиста.
Выполняется на листе
АЗ гуашью.

Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Выставка работ на тему
натюрморт.
Выполняется на листе
АЗ гуашью.

Приемы:
-Словесный,

Формы
занятия:

учебного

5.

6.

1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов.
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
Примеры Фактур
-Примеры работ
-Образцы
природных
материалов

-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Выставка работ иллюстраций
к
художественному
произведению.
Выполняется на листе
А3 лайнером или
гелиевой ручкой.

Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
7.тазик
8.ведро
Дидактико-методический
материал:
-Образцы изделий в технике
декупаж.
- Образцы изделий в технике
узелковый батик.
- Образцы текстильных
изделий с росписью по ткани.
- Образцы росписи по стеклу.
Предметный дизайн. Материально-техническое
Виды
техник, оснащение:
используемых
при 1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
декорировании
объектов дизайна.
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6.мультимедиапроектор
7.тазик
Дидактико-методический
материал:
-Образцы техники-лепка из
соленого теста.
-Образцы папье-маше.
-Образцы брошек из фетра.

Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Выставка росписи по
стеклу. Декорирование
стеклянных
сосудов
акриловыми красками.

Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Выставка росписи по
стеклу. Декорирование
стеклянных
сосудов
акриловыми красками.

Предметный дизайн.
Виды
техник,
используемых
при
создании объектов
дизайна

7.

Аттестационная
работа

-Образцы техники оригами. Образцы
в
технике
пластинография.
-Образцы Плетение.
-Образцы изделий сваляных
из шерсти.
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
Техническое
оснащение
подбирается индивидуально в
зависимости от выбранного
проекта
Дидактико-методический
материал:
Разрабатываются
индивидуально в зависимости
от выбранного проекта

Приемы:
Словесный,
-Групповой
-Наглядный,
-Практический
-Решение проблемных
ситуаций

Формы
учебного
занятия:
Групповая
Форма
подведения
итогов:
Отчетная выставка.
Педагог и обучающиеся
выбирают проект и
технику исполнения.
Обучающиеся
работают в группах.

Формы,
методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Индивидуальный
-Групповой

Формы
занятия

Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.

2 год обучения
№п
/
1.

Название раздела,
темы

Введение. Понятие
дизайн, его роль в
современном мире,
краткая
история
дизайна

Графический дизайн.
Графика.

Материально­
техническое оснащение,
дидактико­
методический материал
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук,
6.мультимедиапроектор.
Дидактико-методический
материал:
-Наглядные пособия изделий
дизайна
выполненных
обучающимися
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических

учебного

Формы
учебного
занятия:
Групповая
форма
обучения
Форма
подведения
итогов:
Викторина

пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
- плакат «Стилизация»
-журналы
-открытки
-примеры работ

Выставка
распечатанных
открыток

в Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
-образцы изделия игрушка
-коллаж
на
тему
декорирования интерьера

Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Индивидуальный
-Групповой
-Показ иллюстраций,
видео

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Групповая
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Педагог и обучающиеся
выбирают
проект,
разрабатывают
реализацию проекта.
Работают в группах.

Материально-техническое
Дизайн костюма.
Изготовление
оснащение:
головных уборов и 1.учебный кабинет
аксессуаров
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроекторы
7.зеркало
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
- шаблоны фигур
-плакат «Анатомия человека»
- примеры работ

Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Групповой
-Индивидуальный

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ. Фотосессия.
Фотосессия костюмов
из
подручных
материалов.
Обучающиеся
работают в группах.
Выставка фотографий с
костюмами.

Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроекторы

Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Создание
интерьера
комнаты в технике
бумагопластика.

Проектирование
мире вещей

Дизайн
пространственной
среды

Дидактико-методический
материал:
Коллажи на тему интерьера
- Плакат «Перспектива»
-Образец работы в технике
бумагопластика- интерьер
Предметный
и Материально-техническое
промышленный
оснащение:
дизайн. Изготовление 1.учебный кабинет
сувениров
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов
5.ноутбук
6. мультимедиапроектор
Дидактико-методический
материал:
- образцы сувениров
Аттестационная
работа

Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов.
5.ноутбук
6. мультимедиапроекторы
Техническое
оснащение
подбирается индивидуально в
зависимости от выбранного
проекта
Дидактико-методический
материал:
Разрабатываются
индивидуально в зависимости
от выбранного проекта

Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу

Формы
учебного
занятия:
Индивидуально­
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка
учебных
работ.
Выставка
сувениров
для
торжественного
события.
Техника выполнения
выбирается
обучающимся.

Приемы:
Словесный,
-Групповой
-Наглядный,
-Практический
-Решение проблемных
ситуаций

Формы
учебного
занятия:
Групповая
Форма
подведения
итогов:
Отчетная выставка.
Педагог и обучающиеся
выбирают проект и
технику исполнения.
Обучающиеся
работают в группах.

Работа с родителями
Родительские собрания проводятся 2 раза в год. Организационное собрание в начале
учебного года и в конце учебного года, где педагог подводит итоги обучающихся и дает
рекомендации детям и их родителям.

2.2. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные
методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного
развития личности; определения результативности художественных и педагогических
воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Первичная диагностика проводится при поступлении в объединение в виде
собеседования, тестирования общих знаний ребенка.
В систему определения результативности входят, промежуточный (декабрь) и
итоговый (май) контроль, проводимые в виде тестирование по входящим в программу
дисциплинам, а также защита творческих работ.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение
календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная
от участия в выставках объединения и заканчивая городскими, региональными и
всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого обучающегося в процессе обучения станет
проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить
на практике. Внутренний результат, опыт деятельности, станет бесценным достоянием
обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
1 год обучения (Стартовый уровень)
№
п/п

Название
раздела.
Темы
1. Введение в
образовательн
ую программу:
Понятие
дизайн, его
роль в
современном
мире, краткая
история
дизайна.

Формы аттестации/контроля

Викторина:
Перечень вопросов
1. 1) Дизайн­
А) Это деятельность по созданию музыкальной среды.
Б) Это деятельность по созданию предметной среды.
В) Деятельность по созданию информационной среды
Г) Деятельность по созданию интеллектуальной среды
2.Что помогало развитию дизайнаA) Выросло количество населения в странах
Б) Появилось больше художников
B) Население стало более образованным
Г) Развитие промышленности (появились заводы)
3. Цель дизайна A) Создание красивой и удобной для жизни людей среды
Б) Создавать красивые вещи
B) Развивать чувство вкуса у населения
Г) Создавать удобные вещи
4. Что такое предметный дизайн?
A) Создание графической продукции, книги, листовки, баннеры и
т.д.
Б) Создание дизайна пространственной среды
B) Создание дизайна для предметов от иголки до самолёта
Г) Создание дизайна одежды
5.Что является объектом создания пространственного дизайна?
А) Интерьер помещения, ландшафт

2.

Основы
цветоведения.

3.

Основы
композиции.

4.

Многообразие
фактур.

5.

Предметный
дизайн. Виды
техник,
используемых
при создании
объектов
дизайна.

Б) Мультфильм
В) Автомобиль
Г) Платье
6.К какому виду дизайна относится журнал, реклама?
A) Дизайн одежды
Б) Дизайн пространственной среды
B) Предметный дизайн
Г) Графический дизайн
7. Соотнесите картинки и виды дизайна:
A) Промышленный/предметный дизайн
Б) Пространственный дизайн(архитектура)
B) Графический дизайн
Г) Дизайн одежды
Выставка учебных работ.
Аттестационная работа- копия работы художника-пейзажиста.
Выполняется на листе А3 гуашью.
Критерии оценивания работы:
• Композиция
• Цветовое решение
• Умение применять знания и умения на практике
• Сходство с оригиналом
• Качество, выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка работ на тему натюрморт. Выполняется на листе А3
гуашью.
Критерии оценивания работы:
• Композиция
• Цветовое решение
• Умение применять знания и умения на практике
• Качество, выполнения работы
• Умение применять знания и умения на практике
• Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка работ - иллюстраций к художественному произведению.
Выполняется на листе А3 лайнером или гелиевой ручкой.
Критерии оценивания работы:
• Композиция
• Оригинальность
• Грамотное применение фактур в композиции
• Качество, выполнения работы
• Умение применять знания и умения на практике
• Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка росписи по стеклу. Декорирование стеклянных сосудов
акриловыми красками.
Критерии оценивания работы:
• Композиция рисунка на декорируемом объекте
• Цветовое решение
• Оригинальность
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы

6.

Предметный
дизайн. Виды
техник,
используемых
при
декорировании
объектов
дизайна.

7.

Создание
авторского
проекта.

Выставка учебных работ.
Выставка работ в технике пластинография. Работа выполняется на
листе А4 пластилином.
Критерии оценивания работы:
• Композиция работы
• Цветовое решение
• Оригинальность
• Применение техник пластинографии
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы
Отчетная выставка.
Педагог и обучающиеся выбирают проект и технику исполнения.
Обучающиеся работают в группах.
Критерии оценивания работы:
• Композиция работы
• Цветовое или графическое решение работы
• Оригинальность
• Умение применять знания и умения на практике
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы

2 год обучения (Базовы й уровень)
№
п/п

Название
раздела. Темы
1. Введение в
образовательну
ю программу:
Понятие
дизайн, его
роль в
современном
мире, краткая
история
дизайна.

Формы аттестации/контроля
Викторина:
Перечень вопросов
1. 1) Дизайн­
А) Это деятельность по созданию музыкальной среды.
Б) Это деятельность по созданию предметной среды.
В) Деятельность по созданию информационной среды
Г) Деятельность по созданию интеллектуальной среды
2.Что помогало развитию дизайнаA) Выросло количество населения в странах
Б) Появилось больше художников
B) Население стало более образованным
Г) Развитие промышленности (появились заводы)
3. Цель дизайна A) Создание красивой и удобной для жизни людей среды
Б) Создавать красивые вещи
B) Развивать чувство вкуса у населения
Г) Создавать удобные вещи
4. Что такое предметный дизайн?
A) Создание графической продукции, книги, листовки, баннеры и
т.д.
Б) Создание дизайна пространственной среды
B) Создание дизайна для предметов от иголки до самолёта
Г) Создание дизайна одежды

2.

3.

4.

5.

5.Что является объектом создания пространственного дизайна?
A) Интерьер помещения, ландшафт
Б) Мультфильм
B) Автомобиль
Г) Платье
6.К какому виду дизайна относится журнал, реклама?
A) Дизайн одежды
Б) Дизайн пространственной среды
B) Предметный дизайн
Г) Графический дизайн
7. Соотнесите картинки и виды дизайна:
A) Промышленный/предметный дизайн
Б) Пространственный дизайн(архитектура)
B) Графический дизайн
Г) Дизайн одежды
Выставка учебных работ
Графический
Разработка эскизов и на их основе выполнение дизайна открытки.
дизайн.
Лист А4. Выполняется в выбранной технике и материале.
Графика.
Стилизация
Критерии оценивания работы:
природных
• Композиция работы
форм.
• Цветовое или графическое решение
• Оригинальность
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы
Проектировани Выставка учебных работ.
е в мире вещей. Педагог и обучающиеся выбирают проект, разрабатывают
реализацию проекта. Работают в группах.
Критерии оценивания работы:
• Композиция работы
• Цветовое или графическое решение работы
• Оригинальность
• Умение применять знания и умения на практике
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Умение работать в группе
• Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ. Фотосессия.
Дизайн
костюма.
Фотосессия костюмов из подручных материалов. Обучающиеся
работают в группах. Выставка фотографий с костюмами.
Изготовление
Критерии оценивания работы:
аксессуаров и
• Композиция костюма
головных
• Цветовое или решение костюма
уборов.
• Оригинальность применения материалов
Создание
изделий из
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Умение работать в группе
текстильных
материалов.
• Самостоятельность выполнения работы
Выставка
учебных работ.
Дизайн
пространственн Создание интерьера комнаты в технике бумагопластика.
Критерии оценивания работы:
ой среды.
• Композиция комнаты
Перспектива.
Создание
• Цветовое решение
комнаты • Оригинальность применения материалов
бумагопластик
• Аккуратность и качество выполнения работы

6.

7.

а. Создание
предметов
интерьера.
Предметный
(промышленны
й) дизайн.
Изготовление
сувениров из
различных
материалов.

Работа над
индивидуальны
м творческим
проектом.

•

Самостоятельность выполнения работы

Выставка учебных работ.
Выставка сувениров для торжественного события.
Техника выполнения выбирается обучающимся.
Критерии оценивания работы:
• Композиция сувенира
• Цветовое решение
• Оригинальность применения материалов
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы
Отчетная выставка.
Педагог и обучающиеся выбирают проект и технику исполнения.
Обучающиеся работают в группах.
Критерии оценивания работы:
• Композиция работы
• Цветовое или графическое решение работы
• Оригинальность
• Умение применять знания и умения на практике
• Аккуратность и качество выполнения работы
• Самостоятельность выполнения работы

Перечень ключевых слов
1 год обучения
Основы цветоведения.
Цветоведение.
Цветовой
круг.
Ахроматические и хроматические цвета.
Цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовая растяжка. Родственные цвета.
Дополнительные цвета. Понятие контраст.
Теплые и холодные цвета. Ассоциации.
Пейзаж.
Основы композиции.
Композиция.
Центр
композиции.
Компоновка. Формообразование. Силуэт.
Градиент.
Симметрии и асимметрии. Ось симметрии.
Статика и динамика. Монотипия. Линия.
Пятно. Точка. Ритм. Акцент.
Многообразие фактур.
Фактура. Рельеф. Штрих. Бумагопластика.

2 год обучения
Графический дизайн. Графика.
Графический дизайн. Стилизация. Коллаж.
Эскиз. Графика.

Предметный дизайн.
используемых
при
объектов дизайна.

Дизайн пространственной среды.
Дизайн
пространственной
среды.
Перспектива. Линейная и воздушная

Виды техник,
декорировании

Проектирование в мире вещей.
Проектирование. Эскизный проект.
художественно-конструктивный
проект.
Комикс. Шов. Намелка. Лекала.

Дизайн
костюма.
Изготовление
головных уборов и аксессуаров.
Анатомия. Фэшен - эскиз. Коллекция.
Аксессуар.
Фасон.
Модель.
Стиль.
Тенденции моды. Тренд.

Предметный дизайн. Техника декупаж.
Батик. Узелковый батик. Роспись по ткани.
Шаблонный метод росписи ткани. Роспись
по стеклу. Декорирование.
Предметный дизайн.
Виды техник,
используемых при создании объектов
дизайна.
Техника-лепка из соленого теста. Техника
папье-маше. Фетр. Техника оригами.
Техника
пластинография.
Плетение.
Техника валяние из шерсти.

перспектива.
Техника
объемная
бумагопластика. Дизайн ландшафта.

Предметный (промышленный) дизайн.
Изготовление сувениров из различных
материалов.
Сувенир. Тематика.

Критерии оценки учебной деятельности обучающихся
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены
объективность и единый подход.
Выделены ключевые критерии оценки знаний.
-

Использование изученных техник.

-

Выполнение работы за определённое педагогом время (в рамках занятия).

-

Последовательность при выполнении творческой работы по заданному образцу.

-

Умение пользоваться инструментами и материалами.

-

Демонстрация волевых качеств личности (усидчивость, терпение, умение доводить работу
до конца, работать в коллективе).

Уровень усвоения программы определяется как «высокий (В)», «средний (С)», «низкий
(Н)».
1 балл — «Низкий».
2 балла - «Средний».
3 балла - «Высокий»
- Критерии оценки уровня теоретической подготовки могут быть следующие:
Г высокий уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период, учащийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном
соответствии с содержанием;
L средний уровень: объем освоенных знаний составляет более '/г, учащийся сочетает
специальную терминологию с бытовой;
С низкий уровень: учащийся владеет / объема знаний, предусмотренных программой, как
правило, избегает употреблять специальные термины.
- Критерии оценки уровня практической подготовки:
С высокий уровень: учащийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не
испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества,
проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет
творческий подход в разработке проектов, имеет значительные результаты на уровне города,
региона, России;
средний уровень: у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет более / , со
специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе
образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить,
значительные результаты на уровне района, города;
28

низкий уровень: учащийся овладел менее чем / предусмотренных программой умений и
навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь
простейшие практические задания.
критерии оценки

№

Ф.И.О. ребенка
•

•
•
•

Содержание аттестации
Выполнение работы за
определённое педагогом время (в
рамках занятия)
Использование изученных
техник
Умение пользоваться
инструментами и материалами
Демонстрация волевых качеств
личности

в

теория
с н

практика
в с н

уровень

итогов
ая
оценк
а

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно­
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
8. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом
директора от 30.08.2019 № 43;
9. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые
паруса», утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Литература, использованная при составлении программы
1. Базилевский А.А. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна
(Влияние технологии на морфологию промышленных изделий). - М.: Автореф,2018. 191 с.
2. Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет 2 изд., испр. - М.: ДМК
Пресс.,2016 - 304 с.
3. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды.
Учеб. пос. - М.: Архитектура - С, 2019- 227 с.
4. Глазырев В. Дизайн как он есть: Изд.2-е, доп. М.:Европа 2021. -320 с.
5. Нешумов Б.В. Художественное проектирование Учебное пособие. — М.:
Просвещение, 2019. — 175 с.

6. Устин В.Б. Композиция в дизайне. М. «Издательство Астрель»,2020 — 239 с.
7. Цыганкова Э. У истоков дизайна. - М.:Наука, 2018 - с.111.
Электронные ресурсы
1.

Большая библиотека электронных книг по
http://www.rosdesign.com/design/bookofdesign.htm

дизайну

на

сайте

Росдизайн

2. Большая библиотека электронных книг по дизайну и графике на сайте Мир Книг
http://www.mirknig.com/design grafika
3. Большая библиотека электронных книг по дизайну на сайте Community.Livejoumal.com
http://community.livejournal.com/design books
5. Большая библиотека электронных книг и журналов по дизайну и графике на Books Gide
http://www.booksgid.com/design
6. Небольшая подборка книг и статей по графическому дизайну на сайте
Clipart.ru http://artclips.ru/library.html
7. Книги и журналы на сайте Обложка. http://oblozhka.info/library/design
8. Электронные учебники по графическому дизайну на сайте http://www.visualform.ru/affiliatebooks.htm
Литература для обучающихся и родителей
1. Аникст М., Бабурина Н., Черневич Е. Русский графический дизайн. - М.: Внешсигма,
2017. - 160 с.
2. Калмыкова Н. В., Максимова И. А. Макетирование из бумаги и картона - М.: Книжный
дом "Университет", 2021- 80 с.
3. Михайлов С.М. История дизайна. - М.: Союз дизайнеров России, 2022. — 279 с.
4. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. - М.: Книга по Требованию, 2022. - 148 с.
5. Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М., Машиностроение, 2018- 288 с. 6. Павлова
А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. - М., 2019.
6. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стиль и направления в современном искусстве и
архитектуре. - М.: Арт-Родник, 2019. — 256 с.
7. Бытачевская Т.Н. Искусство как формообразующий фактор в дизайне. Ставрополь. М.: 2020. - 236 с.
8. Дижур А.Л. Художественное конструирование. - М., Знание, 2021. - 64 с.
9. Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В. Дизайн. Иллюстрированный словарьсправочник - М.: Архитектура-С, 2018. — 288 с.
10. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 2022. — 335
с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».