МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ
ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
05.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«АРТидея»
для детей 9 - 1 6 лет
срок реализации программы 1 год
Автор-составитель:
Антропова Дарья Сергеевна,
педагог
дополнительного
образования
г. Верхняя Пышма, 2024
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Пояснительная записка
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы - программа относится к художественной
направленности.
Программа направлена на развитие художественно вкуса, художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению
великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа
воспринимаемого мира.
Актуальность образовательной программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
разработана в соответствии с нормативными документами:
программа
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Программа «АРТидея» является тематическим продолжением программы «Город
мастеров».
Содержание программы расширяет представления, обучающихся о видах, жанрах
изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской
деятельности, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Программа включает в
себя классические направления изобразительного искусства, а также дополнена
актуальными современными техниками.
Обучающиеся предварительно получают теоретическую и практическую
подготовку, а после создают индивидуальный или групповой проект. Они учатся
планировать и поэтапно реализовывать творческую задумку.
Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни. Программа раскрывает перед
ними огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по
характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Отличительной особенностью программы является в том, что содержание
программы дает не только художественную базу , своего рода «школу» по данному виду
творческой деятельности, но и создает для учащихся перспективу их творческого роста и
личностного развития, профессиональной ориентации.
Программа «АРТидея» - модульная и содержит в себе модули: «Основы рисунка»,
«Акварельная живопись», «Скетчинг» и «Живопись акрилом». Каждый из модулей имеет
свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач. Открытость,
внутренняя подвижность содержания и технологий, учёт индивидуальных интересов и
запросов — важнейшая характеристика данной модульной программы.
Адресат общеразвивающей программы - дети от 9 до 16 лет.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей
в восприятии и воспроизводстве объектов различных техник декоративно прикладного
творчества.
Дети отличаются остротой восприятия действительности и окружающего мира в
целом. Характерная особенность этого возраста - ярко выраженная эмоциональность
восприятия. Они лучше запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный
отклик, и пытаются это воспроизвести своими руками.
Аналитическая деятельность находится в основном на стадии наглядно действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предмета.
Наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому для
занятий
декоративно-прикладным
творчеством
оптимальными
являются
демонстрационные, иллюстративные методы.
В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. У детей
совершенствуется умение длительно и внимательно слушать другого человека, не
отвлекаясь и не перебивая его. Поэтому именно через интересную, познавательную беседу
на занятиях педагог развивает мышление детей.
Непроизвольное внимание развито значительно лучше. Их привлекает все новое,
неожиданное. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно
небольшая устойчивость, поэтому во время занятий необходимы небольшие паузы для
отдыха.
Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои решения, принимают их торопливо,
наспех, импульсивно. Поэтому педагог берет на себя роль наставника. В целом, так как в
этом возрасте дети очень эмоциональны, то успешно происходит художественно
эстетическое развитие.
Подростки испытывают конфликты с самими собой и другими. Через внешние срывы
и восхождения они могут обрести чувство личности. Подросток начинает ценить свои
отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным
опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Для детей подросткового
возраста, наиболее оптимальной формой объединения является студия.
Наполняемость группы:
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный. Численность
обучающихся от 9 до 18 человек в группе.
Принцип формирования учебных групп:
Для освоения программы требуется предварительная художественная подготовка.
Преимущество в зачислении имеют обучающие, освоившие программу «Город мастеров».
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями -10 мин.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем общеразвивающей программы
Год обучения
1
Количество часов
в неделю
4
Итого по программе
Срок освоения программы
Объём программы -144 часа.
Программа рассчитана на 1 года обучения:
в год
144
144
1 год обучения - 144 часа в год;
Особенности организации образовательного процесса.
Применяется традиционная модель реализации программы. Она представляет собой
линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной реализации.
-
-
Формы обучения:
фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);
индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм
работ);
групповая (организация работы в группах);
индивидуальная (индивидуальное выполнение работы).
Виды занятий
Практическое занятие;
Беседа;
Мастер-класс;
Творческий отчет;
Самостоятельное занятие.
Формы подведения результатов
- Защита творческих проектов;
- Занятия - выставки;
- Презентации;
- Выставки-презентации;
- Конкурсные программы.
В результате освоения данной программы обучающийся должен обладать
соответствующими художественно-исполнительскими и теоретическими знаниями,
умениями и навыками.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, а также
обеспечение эмоционального благополучия, посредством изучения изобразительного
искусства.
Задачи программы
-
Обучающие:
Познакомить с основами различных техник декоративно прикладного творчества;
Обучить строить композицию в определенной системе и последовательности;
Обучить классическим приёмам работы с различными материалами и в разных
художественных техниках;
Обучить различным направлениям изобразительно искусства;
5
-
-
-
-
-
Формировать практические навыки работы в различных видах изобразительного
творчества;
Обучить практическим навыкам, помогающим ребенку раскрыть и развить свои
творческие способности, а также способствовать раннему профессиональному
самоопределению;
Научить непосредственно, творчески мыслить и выражать свои замыслы в
индивидуальном арт - проекте.
Развивающие:
Развивать мотивацию к познанию и творчеству;
Развивать познавательные и эмоционально-волевые процессы;
Развивать
художественные,
творческие,
эстетические
и
организационно
коммуникативные способности обучающихся;
Развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
Развивать навыки самостоятельного ведения живописной работы акварелью и акрилом,
и использования основных техник в акварельной живописи, последовательного и
самостоятельного ведения живописной работы;
Развить видение и передачи цветовых отношений в условиях пространственно
воздушной среды, творческих способностей и потребностей овладения живописными
приёмами.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, стремление к поиску
новых форм и декоративных средств выражения образа;
Воспитывать стремление к самообразованию;
Воспитывать внутреннюю личностную культуру;
Воспитывать самоорганизацию личности;
Воспитывать активную жизненную позицию.
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Развит общий кругозор;
- Развито художественно-образное мышление;
- Развит художественно-эстетический вкус при составлении композиции работы;
- Сформирован интерес к различным видам изобразительно искусства и положительную
мотивацию к совершенствованию в данных направлениях;
- Развито зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры.
Личностные результаты:
Сформировано у обучающегося чувства ответственности в исполнении своей
индивидуальной функции в коллективном процессе;
Сформирован навык самодостаточного проявления своих творческих способностей в
работе;
- Организация содержательного досуга;
-
Воспитана эмоциональная отзывчивость на явления художественной культуры;
Воспитано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Предметные результаты:
- Изучены основы различных техник изобразительного искусства;
- Владение практическими навыками и приемами работы различными техниками и
материалами;
- Обучены мультипликации и её видам;
- Умение пользоваться законами цветоделения, композиции, воздушно-линейной
перспективы;
- Умение составлять проект и реализовывать его.
Обучающиеся должны:
Знать:
- Названия материалов и рабочих инструментов;
- Особенности работы с материалами;
- Законы цветоведения, композиции и воздушно-линейной перспективы;
- Принципы создания объёма объекта, расположение светотени;
Техники мультипликации и процесс создания видеоролика;
- Техники флюид-арта и живописи акрилом, особенности работы с акрилом;
- Виды иллюстраций и техники иллюстраций;
- Правила техники безопасности на занятиях;
- Профессиональную терминологию;
- Понятие скетчинг и его разновидности.
Уметь:
- Грамотно составлять композицию листа;
- Работать с акварелью;
- Работать с акрилом;
- Работать лайнером или гелиевой ручкой;
- Рисовать эскизы;
- Составлять раскадровку видеоролика и композицию кадра;
- Работать в группе;
- Рисовать скетчи.
Иметь навыки:
- Пользоваться различными инструментами и материалами;
- Уметь в процессе работы ориентироваться на качество;
- Соблюдать правила техники безопасности во время работы в студии;
- Планировать проект и поэтапно реализовывать его;
- Создавать оригинальную идею при выполнении
задания.
1.4. Содержание общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
Название раздела. Темы
2.
В ведение в образовательную
программу
Основы рисунка
3.
4.
Количество часов
Теория
Практи
Всего
ка
2
1
1
32
4
28
Акварельная живопись
Скетчинг
34
34
4
4
30
30
5.
Живопись акрилом
36
6
30
6.
Создание авторского
проекта. Аттестационная
работа.
6
1
5
144
20
124
ИТОГО
Формы
аттестации/ко
нтроля
Выставка
учебных работ
Анализ работ
Презентация
работ
Выставка
учебных работ
Создание
группового
авторского
проекта
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория: Введение в образовательную программу. Ознакомление с разделами программы.
Правила техники безопасности. Правила работы с изобразительными материалами.
Практика: Игры на знакомство. Творческие упражнения на командообразование. Изучение
наглядных материалов.
Тема 2. Основы рисунка
Теория: Изобразительно-выразительные возможности рисовального материала. Линия.
Штрих. Тональность. Светотень, свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Объем. Линия
горизонта. Перспектива. Компоновка. Этапы последовательности построения рисунка.
Практическая работа: Упражнения на отработку линии, штриха и тональности. Линейный
натюрморт. Композиция - гипсовая геометрическая фигура. Композиция - бытовой
предмет. Композиция из трех бытовых предметов цветными карандашами. Аттестационная
работа цветными карандашами - натюрморт «Любимая игрушка».
Тема 3. Тема 3. Акварельная живопись
Теория: Акварельная живопись. Материалы и оборудование. Особенности работы с
акварелью. Мазок. Отмывка. Рефлекс в живописи. Растяжка, смешение цветов. Заливка.
Техника: По - сырому. Техника: лессировка. Техника: сухая кисть. Техника: Кляксография.
Соль и акварель. Техника: А-Ля прима.
Практическая работа: Упражнения на знакомство с акварелью. Пейзаж в технике «По сырому». Натюрморт из бытовых предметов в технике «По - сырому». Композиция с
использованием техника лессировка. Композиция «Звери» по средствам техники сухая
кисть. Композиция «Лес» с техникой кляксография. Композиция «Звездное небо» с
использованием соли. Композиция с техникой «А-Ля прима».
Тема 4. Скетчинг
Теория: Скетчиг. Жанры и приёмы. Базовые приемы быстрых набросков. Особенности и
разновидности приёмов работы с материалами. Основы живописи. Графика. Food скетчинг. Предметный скетчинг. Флористический скетчинг.
Практическая работа: Food - скетчинг. Предметный скетчинг. Флористический скетчинг.
Тема 5. Живопись акрилом
Теория: Живопись акрилом. Материалы и инструменты. Особенности работы с материалом
и инструментами. Мазок. Лессировка. Перспектива в цвете. Цветовой рефлекс. Цветовой
Контраст. Фактурная живопись. Колорит. Живопись мастихином.
Практическая работа: Пошаговая живопись «Пейзаж». Фруктовый натюрморт.
Анималистика в живописи - изображение животных.
Копия работы известных художников Объемная иллюстрация мастихином «Цветы».
Абстрактная живопись акрилом.
Тема 6. Создание авторского проекта. Аттестационная работа
Теория: Правила выполнения и выбор темы авторского проекта.
Практика: Создание авторского проекта.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
Количество Количество
Дата начала Дата
обучения
окончания учебных
учебных дней
обучения
недель
1 сентября 31 мая
36
72
2.1.
Количество Режим занятий
учебных
часов
144
2 занятия по 2
часа в неделю
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для создания условий реализации программы занятия проводятся в учебном
кабинете, с типовой мебелью, оборудованном в соответствии с санитарно-гигиеническими
требования.
Перечень материалов, необходимых для занятий:
-
Папка с листами формата А 3;
Папка с акварельными листами формата А 3;
Картон грунтованный;
Простые карандаши: твердый, мягкий, твердомягкий;
Мастихин;
Ластик;
Акварель;
Акриловая краска;
Цветные карандаши;
Точилка;
Кисти белка;
Кисти синтетика;
Баночка для воды;
Тряпочка для краски;
Линейка 21 см;
Пластилин;
Черная гелиевая ручка/лайнер;
Черный маркер;
Фломастеры.
Учебный комплект на каждого обучающегося:
-
Папка с листами формата А 3;
-
Папка с акварельными листами формата А 3;
Картон грунтованный;
Простые карандаши: твердый, мягкий, твердомягкий;
Мастихин;
Ластик;
Акварель;
Акриловая краска;
Цветные карандаши;
Точилка;
Кисти белка;
Кисти синтетика;
Баночка для воды;
Тряпочка для краски;
Линейка 21 см;
Пластилин;
Черная гелиевая ручка/лайнер;
Черный маркер;
Фломастеры.
Требования к специальной одежде обучающихся:
-
Фартук;
Сменная обувь.
-
Перечень оборудования учебного помещения, кабинета:
Магнитно-маркерная доска;
Столы и стулья для обучающихся и педагога;
Мольберты;
Осветительная лампа;
Шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Информационное обеспечение: ноутбук, принтер, мультимедиа-проекторы, удлинитель,
фотоаппарат.
Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования,
имеющий среднее или высшее образование, обладающий знаниями и опытом работы в
соответствии с профилем программы.
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать
определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей,
умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным
режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий
перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий
различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую
мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя
юным художником.
Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются
наглядные пособия следующих видов:
-
естественный или натуральный - образцы материалов, предметы быта, керамические
изделия;
- картинный и картинно-динамические - иллюстрации, образцы работ, слайды;
- звуковой - музыкальное сопровождение;
- видеозаписи;
- дидактические пособия - раздаточный материал;
- учебники, учебные пособия, журналы, книги.
В зависимости от содержания материала, его сложности и особенности
используются следующие формы проведения занятий: групповая и индивидуальная, очная
форма за исключением самостоятельной работы, теория интегрирована в практику.
1 год обучения
№п
/
Название раздела,
темы
1. Введение в
образовательную
программу.
2. Основы рисунка
Материально
техническое оснащение,
дидактико
методический материал
Формы,
методы,
приемы обучения.
Педагогические
технологии
Формы
занятия
учебного
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы
и
стулья
для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения
дидактических
пособий
и
учебных
материалов.
5.ноутбук,
6. мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
Дидактико-методический
материал:
Примеры
работ,
выполненные
на
данной
программе.
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения дидактических
Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Индивидуальный
-Групповой
Формы
учебного
занятия:
Групповая
форма
обучения
Форма
подведения
итогов:
Викторина
Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу
Формы учебного
занятия:
Индивидуально
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка учебных
работ.
3. Акварельная
живопись
4. Скетчинг
пособий и учебных
материалов.
5.ноутбук
6. мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
8.мольберты
9.лампа
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
«Линия. Штрих.
Тональность.»!
«Линейно-конструктивный
рисунок.»
«Светотень и объем.»
-Примеры работ
- Предметы быта и гипсовые
геометрические фигуры
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения дидактических
пособий и учебных
материалов.
5.ноутбук
6.мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
8.мольберты
9. лампа
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
Плакат «Техника: по сырому.»
Плакат Техника: лессировка.
Плакат
«Техника:
сухая
кисть»
Плакат
«Техника:
А-Ля
прима».
-Примеры работ
-Предметы быта и гипсовые
геометрические фигуры
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения дидактических
пособий и учебных
материалов.
5.ноутбук,
6.мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
Аттестационная работа
цветными карандашами
- натюрморт «Любимая
игрушка».
Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу
Формы
учебного
занятия:
Индивидуально
фронтальная;
Индивидуальная.
Форма
подведения
итогов:
Анализ работ.
Приемы:
-Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу
Формы учебного
занятия:
Индивидуально
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Презентация работ.
5. Живопись акрилом
6. Аттестационная
работа
Дидактико-методический
материал:
Наглядные пособия:
Пошаговое изображение
сюжета.
-Примеры работ
-Образцы
- Предметы быта.
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения дидактических
пособий и учебных
материалов.
5.ноутбук
6. мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
8.мольберты
9. лампа
Дидактико-методический
материал:
-Примеры работ
-Образцы
- Предметы быта
Материально-техническое
оснащение:
1.учебный кабинет
2.магнитно-маркерная доска
3.столы и стулья для
обучающихся и педагога;
4.шкафы и стеллажи для
хранения дидактических
пособий и учебных
материалов.
5.ноутбук,
6. мультимедиа-проекторы
7.удлинитель
Техническое оснащение
подбирается индивидуально
в зависимости от выбранного
проекта
Дидактико-методический
материал:
Разрабатываются
индивидуально в
зависимости от выбранного
проекта
Приемы:
Словесный,
-Наглядный,
-Практический
-Репродуктивный
-Показ иллюстраций,
видео
-Индивидуальный
-Работа по образцу
Формы учебного
занятия:
Индивидуально
фронтальная;
Индивидуальная
Форма
подведения
итогов:
Выставка учебных
работ.
Выставка лучших
работ, обучающихся,
написанные в данном
разделе.
Приемы:
Словесный,
-Групповой
-Наглядный,
-Практический
-Решение проблемных
ситуаций
Формы учебного
занятия:
Групповая
Форма
подведения
итогов:
Отчетная выставка.
Педагог и
обучающиеся
выбирают проект и
технику исполнения.
Обучающиеся
работают в группах.
Работа с родителями
Родительские собрания проводятся 2 раза в год. Организационное собрание в
начале учебного года и в конце учебного года, где педагог подводит итоги обучающихся и
дает рекомендации детям и их родителям.
2.2. Форма аттестации/контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные
методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного
развития личности; определения результативности художественных и педагогических
воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Первичная диагностика проводится при поступлении в объединение в виде
собеседования, тестирования общих знаний ребенка.
В систему определения результативности входят, промежуточный (декабрь) и
итоговый (май) контроль, проводимые в виде тестирование по входящим в программу
дисциплинам, а также защита творческих работ.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение
календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная
от участия в выставках объединения и заканчивая городскими, региональными и
всероссийскими конкурсами.
Итогом творческой работы каждого обучающегося в процессе обучения станет
проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить
на практике. Внутренний результат, опыт деятельности, станет бесценным достоянием
обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
№
п/п
Название раздела.
Темы
1
Введение в
образовательную
программу
Основы рисунка
2
3
Акварельная
живопись
4
Скетчинг
Формы аттестации/контроля
Выставка учебных работ.
Натюрморт в цвете, графика. Цветные карандаши. Лист А3.
Критерии оценивания работы:
Композиция
Цветовое решение
Умение применять знания и умения на практике
Передача светотени, объёма предметов
Качество, выполнения работы
Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка работ на тему пейзаж, акварель. Лист А3.
Критерии оценивания работы:
Композиция
Цветовое решение
Передача светотени, объёма предметов
Умение применять знания и умения на практике
Качество, выполнения работы
Применение техник живописи акварелью
Умение применять знания и умения на практике
Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка работ - серия скетчей на выбранную тематику.
Материалы по выбору. Листы А4.
Критерии оценивания работы:
Композиция
Грамотная передача фактуры
5
Живопись акрилом
6
Аттестационная
работа
Передача светотени, объёма предметов
Качество, выполнения работы
Умение применять знания и умения на практике
Самостоятельность выполнения работы
Выставка учебных работ.
Выставка работ интерпретация работ известных
художников, акрил. Формат А3.
Критерии оценивания работы:
Композиция
Цветовое решение
Оригинальность
Применение техник живописи акрилом
Передача светотени, объёма предметов
Аккуратность и качество выполнения работы
Умение применять знания и умения на практике
Самостоятельность выполнения работы
Отчетная выставка.
Педагог и обучающиеся выбирают проект и технику
исполнения. Обучающиеся работают в группах.
Критерии оценки учебной деятельности обучающихся
В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены
объективность и единый подход.
Выделены ключевые критерии оценки знаний.
- Использование изученных техник;
- Выполнение работы за определённое педагогом время (в рамках занятия);
- Последовательность при выполнении творческой работы по заданному образцу;
- Умение пользоваться инструментами и материалами;
- Демонстрация волевых качеств личности (усидчивость, терпение, умение доводить
работу до конца, работать в коллективе).
Уровень усвоения программы определяется как «высокий (В)», «средний (С)», «низкий
(Н)».
1 балл — «Низкий».
2 балла - «Средний».
3 балла - «Высокий»
- Критерии оценки уровня теоретической подготовки могут быть следующие:
С высокий уровень: освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за
конкретный период, учащийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном
соответствии с содержанием;
средний уровень: объем освоенных знаний составляет более '/г, учащийся сочетает
специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень: учащийся владеет / объема знаний, предусмотренных программой, как
правило, избегает употреблять специальные термины.
- Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень: учащийся овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не
испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества,
проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет
творческий подход в разработке проектов, имеет значительные результаты на уровне города,
региона, России;
С средний уровень: у учащихся объем усвоенных умений и навыков составляет более '/г, со
специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе
образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить,
значительные результаты на уровне района, города;
низкий уровень: учащийся овладел менее чем / предусмотренных программой умений и
навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь
простейшие практические задания.
критерии оценки
№
Ф.И.О. ребенка
•
•
•
•
Содержание аттестации
Выполнение работы за
определённое педагогом время (в
рамках занятия)
Использование изученных
техник
Умение пользоваться
инструментами и материалами
Демонстрация волевых качеств
личности
в
теория
с н
практика
в с н
уровень
итогов
ая
оценк
а
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
мероприятий по ее реализации»;
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
8. Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах
муниципального
автономного
учреждения
дополнительного
образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом
директора от 30.08.2019 № 43;
9. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые
паруса», утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Литература, использованная при составлении программы
1. Иттен И. «Искусство цвета»: -М., Д. Аронов; М.; 2024
2. Ли Н.Г. «Основы учебного академического рисунка»: -М., Эксмо,2024-480с.
3. Сокольникова Н.М. - Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3
«Основы композиции» - Обнинск: Титул. 2019 - 80 с.
4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М: Центр и Академия, 2015;
5. Феликс Ш. - «Скетчи без границ. Смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и
где угодно. Книга по скетчингу». МИФ, 2019.
6. Фенвик Кейт. «Курс акварельной живописи: Пейзаж за считанные минуты». Астрель, 2005
7. Хейс.Джин «Сияние акварели. Как поймать свет и цвет с помощью кисти.»-М.,
Манн, Иванов, и Фербер, 2022-128с.
Электронные ресурсы
1. Акриловая
живопись
для
начинающих
техникаЬир5://ка1асЬеуа5сЬоо1.ги/Ь1оц/акп1оуауа-2Ь1уор15-ё1уа-пасЬтауи5ЬсЬ1Ь
и
основы Ьир5://ка1асЬеуа5сЬоо1.ги/Ь1оц/акп1оуауа-2Ь1уор15-ё1уа-пасЬтауи5ЬсЬ1Ь
2. Небольшая подборка книг по скетчингу. Электронный ресурс. URL
Ьпр5://5кП1Ьох.ги/теё1а/ёе5щп/как sde1at ап1ша1Б1уи ё1уа Бау1а у аАег efferts/
3. Подборка книг по рисунку, иллюстрации, акварельной живописи. Электронный
ресурс. URL http://gгaf74.гu/1iteгatuгa ris.htm1
4. Техника рисования акрилом. Электронный ресурс. URL https://zhukdk.гu/uгokiгisoуaniya/tehnika-гisoуaniya-akгi1oш.htш1
Литература для обучающихся и родителей
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Беда Г. В. “Основы изобразительной грамоты”, РИП-Холдинг, 2015
Иттен И. “Искусство цвета”, Изд. Дмитрий Аронов, 2015.
Иттен И. “Искусство формы”, Д. Аронов, 2014.
Лоуренс З., Кэролайн Р. - «Пятьдесят лет иллюстрации». Laurence King Publishing,
2014.
Петров, А. А. Классическая анимация. Нарисованное движение [Электронный
ресурс]: учеб. пособие / А. А. Петров. — М.: ВГИК, 2015. — 198 с.
Валерио Л., Татьяна Л. - «Школа рисования акварелью итальянского мастера.
Пошаговый самоучитель по рисованию акварелью». - Москва: Издательство «Э»,
2016, - 320 с.
Мира Ф., Руслан З. - «Основы рисования для детей». ЛитРес, 2021.
Нельсон, Марк Дэниэл. «Как рисовать акрилом быстро, свободно и смело. 50
эффективных картин, которые несложно повторить». - М: Манн, Иванов и Фебер.
2020. - 144 с.
Хоффман Т. - «Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать
мастером/пер. с англ. Анны Авдеевой». - М.:Манн, Иванов и Фебер, 2016 - 208 с.