Рукодельница

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Дире^ ^ ^ ч Д0

< < д ю ц <<Алые

Г.А. Мосиенко
5.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Рукодельница»
для детей 9 - 1 5 лет
срок реализации программы 2 года

Автор-составитель:
Аскарова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

г. Верхняя Пышма, 2024

1. К омплекс основны х характери сти к
1.1. П оясни тельн ая записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Данная программа относится к художественной направленности.
А ктуальность п рограм м ы обусловлена тем, что реализуются условия для
формирования у обучающихся компетентностей (познавательной, организаторской,
информационной, коммуникативной, социокультурной), которые позволяют им стать
максимально конкурентоспособными в современном обществе. Высокий уровень
востребованности, способность к проявлению творческой индивидуальности (изготовление
уникальных продуктов) способствуют эмоциональному благополучию обучающегося, его
успешной адаптации к постоянно меняющимся условиям.
2

О тли чи тельн ы е особенности
Программа предусматривает:
- овладение практическими навыками в области декоративно-прикладного искусства,
истории быта;
- обучение основным видам вязания, а также изготовления текстильных кукол и
игрушек, как средство для раскрытия понятия красоты, особенностей восприятия и
отражения окружающего мира;
- интеграцию с учебными предметами: изобразительным искусством, историей,
технологией, окружающим миром, естествознанием, математикой. Интеграция
объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития
познавательного интереса;
- индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно
связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Обучение, по программе построено по принципу:
- от простого - к сложному, от изготовления простых изделий, к более сложным.
Учебный процесс осуществляется по спиралевидной схеме: каждая тема подается в течение
длительного времени с возрастанием сложности.
А дресат п рограм м ы : возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 9 - 15 лет.
Особенности организации образовательного процесса:
• набор в объединение осуществляется на свободной основе, по желанию;
• занятия проходят в сформированных группах обучающихся одного возраста или
разновозрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным
составом объединения;
• состав группы постоянный 8 - 12 человек.

Режим занятий:
• 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в день;
• 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в день;
• продолжительность одного академического часа - 40 минут;
• перерыв между занятиями не менее 10 минут.

Объем и срок освоения п рограм м ы :
Срок реализации дополнительной образовательной программы составляет 288 учебных часов.
• 1 год обучения - 144 часа;
• 2 год обучения - 144 часа.

2 года обучения, что

У ровневость програм м ы :
«Базовый уровень» - Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы. Программа включает в себя
базовые теоретические и практические основы вязания, шитья, технику работы с
инструментами; историю возникновения разных видов вязания и других декоративно­
прикладных искусств, сопутствующих вязальному искусству.
На данном этапе происходит знакомство с новыми техниками вязания, обучение основным
видам ручных и машинных швов, изготовление простых поделок, игрушек, сувениров.
Ф орм а обучения - очная.
Основная форма обучения - коллективные занятия, на которых происходит формирование
у обучающихся теоретических знаний и практических умений. В процессе занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый обучающийся
имеет разный темп усвоения материала и разный уровень подготовки. Таким образом,
важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к обучающимся с учетом
их возрастных физических и психологических особенностей.
Виды занятий:
• практическое занятие;
• творческая мастерская;
• мастер класс;
• защита проектов;
• выставка;
• открытое занятие.
Ф орм ы подведения результатов:
• выставка;
• защита проекта;
• открытое занятие.

1.2. Ц ель и задачи п рограм м ы
Ц ель програм м ы :
развитие творческого потенциала обучающихся и практического
конструировании объектов декоративно-прикладного плана.
Задачи:

умения

в

Обучающие:
• обучение практическим умениям и навыкам работы при вязании крючком и
спицами, при шитье и изготовлении мягкой игрушки;
• знакомство с материалами и инструментами, используемыми при вязании и шитье,
их свойствами и правилами применения;
• формирование основных понятий и этапов в конструировании и моделировании
декоративно-прикладных объектов;
• обучение правилам техники безопасности при работе с инструментами.

Развивающие:
• способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
• формировать эстетический и художественный вкус;
• развитие мотивации к определенному виду деятельности,
саморазвитии, самостоятельности, аккуратности;
• развивать моторные навыки.

потребности

в

Воспитательные:
• способствовать формированию у обучающихся положительного отношения к
занятиям прикладным творчеством;
• способствовать воспитанию творческой активности;
• воспитание основ экономического мышления в творческо-конструкторской и другой
художественно-прикладной деятельности (бережное отношение к инструменту и
оборудованию, экономное расходование конструкционных материалов);
• воспитание упорства в достижении желаемого результата, в умении доводить
начатое дело до конца;
• способствовать реализации возможности самовыражения через создание
собственных творческих проектов.

1.3. Содержание п рограм м ы
У чебны й план
1 года обучения
Кол-во часов
п/п

Н азвание раздела. Темы

Всего

Теория

П р ак т и к а

1.

Вводное занятие

2

2

2.

О сновы ремесла

6

3

3

2.1.

Материаловедение.

2

1

1

2.2.

Цветовая гамма.

2

1

1

2.3.

Оборудование и
инструменты.
В язание крю чком

2

1

1

70

17

53

3.

Ф орм ы
аттестации/
контроля
Беседа

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос

3.1.

Цепочка из петель.

4

1

3

3.2.

Вязание столбиков.

4

1

3

3.3.

Прибавление и убавление
петель.
Вязание по кругу.

4

1

3

6

2

4

Игрушки,
выполненные
крючком.
В язание спицами
Основные приемы набора
петель начального ряда.
Основные виды петель.
Виды вязки на основе
лицевой
и
изнаночной
петель.
Схемы вязания и условные
обозначения.
Ажурные узоры (группа
легких узоров).
Вязание изделий небольшой
сложности (тапочки, носки,
шапочки,
варежки,
шарфик).
И тоговое занятие
ИТОГО:

52

12

40

64
12

15
3

49
9

12

2

10

8

2

6

32

8

24

37

2
107

3.4.
3.5.
4.
4.1

4.2.
4.3.
4.4.

5.

2
144

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Выставка
Наблюдение
Выставка

Выставка

Содерж ание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теоретические сведения: Введение в курс. Ознакомление с учебным кабинетом,
организацией рабочего места, основными правилами работы с инструментами,
приспособлениями и материалами, используемыми для работы. Инструктаж по охране
труда и пожарной безопасности в учебном кабинете, правилами внутреннего распорядка.
Цели и задачи курса.
История развития народного ремесла - вязание.
2. О сновы ремесла.
2.1. М атериаловедение.
Теоретические сведения: виды пряжи (шерстяная, хлопчатобумажная и др.).
Обработка и уход, крашение пряжи, викторина «Различные виды пряжи».
Практическая работа: Определение видов пряжи на ощупь.
2.2. Ц ветовая гамма.

Теоретические сведения: Цветовой круг. Сочетание цветов.
Практическая работа:
«Сочетание цветов»)

Упражнение по цветоведению

(заполнение таблицы

2.3. Оборудование и инструменты .
Теоретические сведения: Оборудование и инструменты, необходимые для вязания,
правила работы с ними. Правила подбора инструментов относительно используемой пряжи
для изготовления изделия. Техника безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами.
Практическая работ а: Приобретение практических навыков по использованию и
правильному применению инструментов для вязания.
3. В язание крю чком
3.1. Ц епочка из петель.
Теоретические сведения: Образование первой петли. Вязание цепочки из воздушных
петель.
Практическая работа: Выполнение цепочки из воздушных петель Изготовление
картины из цветных цепочек (коллективная работа).
3.2. В язание столбиков.
Теоретические сведения: Основные термины, понятия, определения, используемые
при вязании крючком: столбик без накида; столбик с накидом (с двумя, тремя и др.).
Практическая работ а: Выполнение образцов простейших узоров с применением
изученных петель. Выполнение изделий по образцу (разноуровневые задания с учётом
подготовленности обучающихся).
3.3. П рибавление и убавление петель.
Теоретические сведения: Правила прибавления и убавления петель с краёв полотна,
внутри полотна.
Практическая работ а: Выполнение практического задания по прибавлению и
убавлению петель различными способами.
3.4. В язание по кругу.
Теоретические сведения: Правила вязания круглого полотна, начало вязания.
Практическая работ а: Приобретение практических навыков вязания по кругу:
выполнение прихваток на основе базовой формы «круг» (разноуровневые задания с учётом
подготовленности обучающихся).

3.5. И груш ки, вы полненны е крю чком .
Теоретические сведения: Игрушек «амигуруми», правила вязания таких игрушек.
Практическая работ а: Вязание игрушек по выбору по схемам (разноуровневое)
4. В язание спицами.
4.1. О сновны е прием ы набора петель начального ряда. О сновны е виды петель.
Виды вязки на основе лицевой и изнаночной петель.
Теоретические сведения: Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Кромочная
петля. Понятие и роль образца вязки. Изнаночная петля. Закрепление петель последнего
ряда. Чулочное вязание.
Практическая работа: Виды пряжи, набор петель начального ряда, вязание
образцов платочной, изнаночной гладью, прибавление и убавление петель, запись
условных обозначений, практическая работа по схемам, вязание образцов резинки,
закрепление петель.
4.2. Схемы вязан и я и условны е обозначения.
Теоретические сведения: Изучение условных обозначений. Правила работы со
схемами.
Практическая работ а: Зарисовка схемы. Вязание образца по схеме.
4.3. А ж урны е узоры.
Теоретические сведения: Понятие «накид». Правила работы со схемами для
выполнения ажурного узора.
Практическая работ а: вывязывание образцов ажурными узорами по схемам.
4.4. В язание изделий небольш ой сложности (ш арф и к, ш апочки, носки, вареж ки,
тапочки).
Теоретические сведения: Последовательное вязание варежек, шарфов, носков,
тапочек.
Практическая работ а: Выбор модели, подбор пряжи, работа со схемами, вязание
изделия.
5. И тоговое занятие
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов, награждение.

У чебны й план
2 год обучения
№
п/п
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.

3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.

Н азвание раздела. Темы
Вводное занятие
Работа с тканью
Классификация тканей по
составу. Свойства тканей.
Обработка ткани, подготовка
к работе.
Ручные швы.
Машинные швы.
М ягк ая игруш ка
Виды
и
способы
изготовления
мягкой
игрушки.
Технология
изготовления
мягкой игрушки.
Игрушки - подушки.
Т екстильны е
куклы
в
стиле Т ильда
Вид мягкой игрушки - кукла
тильда.
Технология
изготовления
текстильной куклы.
Изготовление куклы тильда.
И тоговое занятие
ИТОГО:

Всего

Кол-во часов
Теория
П р ак ти к а

2
28
4

2
8
2

20
2

4

2

2

10
10
50
2

2
2
13
1

8
8
37
1

24

6

18

24
62

6
12

18
50

4

2

2

6

2

4

52
2

8

44
2

144

35

109

Ф орм ы
аттестации/
контроля

Беседа,
опрос
Наблюдение
Опрос
Опрос
Беседа,
опрос
Беседа,
опрос
Выставка

Беседа,
опрос
Беседа,
опрос
Выставка
Итоговая
аттестация

Содерж ание учебного плана
2 год обучения
1. Вводное занятие
Теоретические сведения: Введение в курс. Организацией рабочего места,
основными правилами работы с инструментами, приспособлениями и материалами,
используемыми для работы. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в
учебном кабинете, правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса.
2. Работа с тканью
2.1. К ласси ф икац ия тканей по составу. С войства тканей.
Теоретические сведения: Свойства тканей. Понятие о волокне. Натуральные
волокна растительного и животного происхождения. Химические и неорганические
волокна. Способы определения нитей основы и утка в ткани. Способы определения лицевой
и изнаночной стороны ткани. Кромка.

Практическая работа: Работа с образцами тканей, определение ткани по ее
свойствам.
2.2. О бработка ткан и , подготовка к работе.
Теоретические сведения: Инструменты, принадлежности и материалы необходимые
для работы: сантиметровая лента, мелок портновский, швейные булавки, ножницы, нитки,
иглы, утюг и гладильная доска. Техника безопасности при работе с иглами, булавками,
ножницами. Техника безопасности при работе с утюгом. Технические условия на
выполнение ВТО (влажно-тепловой обработки). Оборудование и приспособления для
влажно-тепловой обработки. Режимы влажно-тепловой обработки. Техника безопасности
при работе.
Практическая работа: Выполнение влажно-тепловой обработки ткани.
2.3. Ручны е ш вы .
Теоретические сведения: Технические условия на выполнение ручных работ.
Рабочие места для ручных работ. Основные приемы ручных работ. Стежки и строчки.
Прямые стежки. Косые стежки. Крестообразные и петлеобразные стежки. Инструменты
приспособления. Техника безопасности при работе. Способы пришивания фурнитуры.
Практическая работа: Выполнение ручных швов: шов «вперед иголку», шов «назад
иголку», шов «ручная строчка», потайной шов, крестообразный шов «козлик», петельный
шов.
2.4. М аш инны е ш вы .
Теоретические сведения: Общее устройство швейных машин. Технические условия
на выполнение машинных работ. Организация рабочего места для выполнения машинных
работ. Машинные стежки и строчки. Основные приемы освоения машинных работ.
Машинные ниточные швы. Соединительные швы. Техника безопасности при работе.
Практическая работ а: Работа на швейной машине. Выполнение машинных швов:
соединительные швы, отделочные швы.
3. М ягк ая игруш ка
3.1. Виды и способы изготовления м ягкой игруш ки.
Теоретические сведения: Разнообразие видов мягких игрушек их функциональность
и назначение. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления мягкой игрушки.
ТБ при выполнении работ. Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и
последовательность изготовления мягкой игрушки.
Практическая работа: Выполнение шаблонов для изготовления мягкой игрушки.
3.2. Технология изготовления м ягкой игруш ки.

Теоретические сведения: Этапы технологического процесса изготовления мягкой
игрушки: разработка эскиза, изготовление лекал, раскрой изделия, последовательность
сшивания изделия, декорирование. ТБ при выполнении работ.
Практическая работа:
Изготовление
эскиза.
Изготовление
выкройки
(использование готовой из имеющихся), раскрой мягкой игрушки - «сплюшка».
Изготовление и декорирование игрушки.
3.3. И груш ки - подушки.
Теоретические
сведения:
Интерьерные
игрушки
Функциональность, виды и способы изготовления игрушки-подушки.

игрушки-подушки.

Практическая работа: Подбор материалов для изготовления изделия. Разработка
эскиза, выкройки и изготовление изделия. Оформление работы.
4. Т екстильны е к ук л ы в стиле Т ильда
4.1. И стория и виды тексти льн ы х кукол в стиле Тильда.
Теоретические сведения: История возникновения и родина куклы тильды. Виды и
способы изготовления интерьерной куклы. Материалы и инструменты, необходимые для
изготовления куклы тильды. Специфика работы по созданию куклы.
Практическая работа: Выполнение эскиза планируемой куклы.
4.2. Технология изготовления текстильной куклы .
Теоретические сведения: Технологический процесс изготовления текстильной
куклы.
Практическая работа: Планирование работы по изготовлению изделия. Подбор
необходимых материалов. Изготовление шаблонов.
4.3. И зготовление к у к л ы тильда.
Теоретические сведения: Технологический процесс изготовления куклы тильды. Поузловая
обработка изделия.
Практическая работа: Поэтапное выполнение работы: изготовление выкройки
(использование готовой из имеющихся), раскрой ткани, сшивание деталей, набивание тела
куклы, соединение деталей в готовое изделие. Изготовление одежды для куклы,
окончательное оформление и декорирование игрушки.
5. И тоговое занятие.
Проведение итоговой аттестации. Организация выставки лучших работ
обучающихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

1.4. П ланируем ы е результаты
Личностные:
• формирование у обучающихся положительного отношения к занятиям прикладным
творчеством;
• воспитание основ экономического мышления в творческо-конструкторской и другой
художественно-прикладной деятельности (бережное отношение к инструменту и
оборудованию, экономное расходование конструкционных материалов);
• упорство в достижении желаемого результата, в умение доводить начатое дело до конца,
творческая активность;
• реализация возможности самовыражения через создание собственных творческих
проектов.
Метапредметные:
• развитие у обучающихся логического мышления;
• формирование эстетического и художественного вкуса;
• развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии,
самостоятельности, аккуратности;
• развитие моторных навыков.
Предметные:
• обученность практическим умениям и навыкам работы при вязании крючком и спицами,
при шитье и изготовлении мягкой игрушки;
• знакомство с материалами и инструментами, используемыми при вязании и шитье, их
свойствами и правилами применения;
• сформированость основных понятий и этапов в конструировании и моделировании
декоративно-прикладных объектов;
• обучены правилам техники безопасности при работе с инструментами.
1 год обучения:
- личностны е результаты
обучающиеся могут развить:
• аккуратность, терпение, волю, ответственность доведения начатого дела до конца;
• бережное отношение к используемым материалам;
• мотивацию и интерес к вязанию;
• самостоятельность и личную ответственность.
- метапредметны е результаты
обучающиеся могут развить:
• моторные навыки руки;
• сформировать образное мышление, внимание, творческую активность;
• познавательный интерес к деятельности.
- предметны е результаты
обучающиеся должны знать:
• правила безопасности труда и личной гигиены;

• общие сведения по истории вязания;
• основные виды декоративно-прикладного искусства;
• основные технические приемы вязания крючком и спицами;
• необходимые материалы и оборудование для ручного вязания;
• основные виды и типы орнаментов;
• условные обозначения и схемы вязания.
обучающиеся должны уметь:
• подбирать необходимое оборудование и материалы для работы;
• производить расчет петель для вывязывания несложного изделия;
• пользоваться схемами для вязания, знать условные обозначения;
• вывязывать несложные узоры крючком и спицами;
• организовать и содержать в порядке свое рабочее место.
2 год обучения
- личностны е результаты
обучающиеся могут развить:
• формирование устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
• развитие творческого потенциала ребенка и его реализация в собственной
художественно-творческой деятельности;
• активизация воображения и фантазии;
• установление связи между целью деятельности и ее результатом;
• формирование навыка самостоятельной работы и работы в группе.
- метапредметны е результаты
обучающиеся могут развить:
• сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения
разнообразных учебных и творческих задач;
• работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую
(рисунки, схемы, расчеты и др.);
• анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их
соединения;
• выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме,
сопровождая их правильной речевой характеристикой;
• выполнять моделирование и преобразование модели.
- предметны е результаты
обучающиеся должны знать:
• правила планирования и организации труда, охраны труда;
• классификацию и свойства тканей;
• виды ручных и машинных швов;
• правила работы на швейной машине;
• технологию пошива мягкой игрушки;
• технологию изготовления куклы в стиле Тильда.
обучающиеся должны уметь:
• самостоятельно организовывать и планировать свой труд;

• подбирать ткань для изготовления изделия
в соответствии с ее свойствами и
назначением;
• выполнять ручные швы;
• выполнять простейшие операции при работе на швейной машине;
• изготавливать изделие в соответствии с технологией в рамках изученного содержания.

2. К омплекс организационно-педагогических условий
2.1.

У словия реализации п рограм м ы

Обеспечение програм м ы :
М атериально-техническое обеспечение:
Методи ческое:
1. Образовательная программа «Рукодельница», рассчитанная на 2 года обучения;
2. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса;
3. Подборка литературы: книг, журналов по рукоделию;
4. Тематические папки по рукоделию;
5. Образцы изделий, выполненные как педагогом, так и обучающимися;
6. Раздаточный материал (эскизы отдельных блоков, схемы по вязанию, шаблоны для
изготовления мягкой игрушки, текстильных кукол).

ы
ц
и
н
ж
о
Н

Материальное:
1. Учебный кабинет с типовой мебелью;
2. Магнитно-маркерная доска;
3. Ноутбук;
4. Принтер;
5. Проектор;
6. Экран;
7. Нитки х/б (в ассортименте);
8. Швейная машина;
9. Крючки и спицы для вязания;
10. Пряжа для вязания;
11. Утюг;
12. Доска гладильная;
13. Клей;
14. Линейка масштабная;
15. Лента сантиметровая;
16.
17. Комплект швейных иголок, булавок;
18. Клей;
19. Пистолет клеевой.
К адровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен:

•
•

Иметь высшее или средне-специальное образование по преподаваемому профилю;
Иметь опыт работы с детьми не менее 1 года.

М етодические м атериалы
Формы и методы обучения
В технологию вклю чается следующ ий ком плекс методов и приемов:
• использование диалоговой формы проведения занятий;
• применение опорных чертежей, схем, литературы;
• применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
• стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
• обновление содержания программы.
В
процессе
занятий
использую тся
разли чны е
ф орм ы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А такж е разли чны е методы:
М етоды, в основе которы х леж ит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
М етоды, в основе которы х леж ит уровень деятельности обучаю щ ихся:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
• исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
М етоды, в основе которы х леж ит форма организации деятельности обучаю щ ихся на
занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
П рограм м а реализуется при соблюдении следующих условий:
• сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять
схемы, «осваивать» поделку в игре и др.);
• содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит
характер проблемной ситуации;

•
•
•
•
•

совместный характер деятельности, полнота «проживания— переживания»;
используется активизирующая обучающихся форма соревнования;
осуществляются выходы в другие предметные циклы;
занятия организованы в диалоговой форме и др.;
включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, конкурсы и
праздники, участие в выставках);
• инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам
ребёнка формировать свои подходы к процессу моделирования.
2.2. Ф орм ы аттестации/контроля и оценочны е м атериалы
Результативность обучения и формы контроля по программе оценивается в виде
устного опроса, наблюдения педагога за работой детей, конкурсных работ,
самостоятельных работ, организаций выставок работ обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога
за работой детей, оценки выполненных изделий.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года в форме участия в мастерклассах, в народных тематических праздниках, ярмарках, выставках, фестивалях.
Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей,
соответствия стандартам дополнительной общеразвивающей программы и как один из
эффективных путей повышения качества образовательного процесса. По окончанию
учебного курса проводится итоговая аттестация выпускников коллектива, т.к. позволяет
всем его участникам оценить реальную результативность: в виде участия их в городских и
региональных конкурсах, выставках различного уровня.
О ценочны е м атериалы
К онтрольно - теоретические вопросы
К онтрольно - теоретические вопросы
1
года обучения
1 полугодие
1. С чего начинается любое вязание.
2. Правила подбора инструментов относительно используемой пряжи для изготовления
изделия.
3. Правила чтения схем для вязания крючком, условные обозначения.
4. Прибавление и убавление петель при вязании крючком.
2 полугодие
1. Виды петель при вязании на спицах.
2. Правила подбора спиц для вязания.
3. Правила чтения схем при вязании спицами, условные обозначения.
4. Прибавление и убавление петель при вязании на спицах.
К онтрольно - теоретические вопросы
2
год обучения

1 полугодие
1. Виды мягкой игрушки.
2. Назовите ручные швы.
3. Назовите машинные швы.
4. Инструменты, принадлежности и материалы необходимые для изготовления мягкой
игрушки, их назначения.
5. Правила раскроя материала. Что такое припуск?
2 полугодие
1. Технология изготовления мягкой игрушки.
2. Технология изготовления куклы тильды.
К онтрольно - п р акти ч еская работа
К онтрольно - п р акти ч еская работа
1
год обучения
1 полугодие
Задание: выполнить изделие вязанием крючком.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: правила вязания крючком, правила чтения схемы, условные
обозначения, назначение инструментов, используемых для работы.
Обучающийся умеет: самостоятельно изготавливать изделие, пользоваться схемой для
вязания. Правильно использует инструменты для работы.
Работа выполнена аккуратно, самостоятельно.
Средний уровень:
Обучающийся знает: не полностью правила вязания крючком, правила чтения схемы,
условные обозначения.
Обучающийся умеет: обращается за помощью к педагогу и другим, обучающимся при
изготовлении изделия, использовании схемы для вязания.
Работа выполнена не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила вязания крючком, правила чтения схемы,
условные обозначения.
Обучающийся умеет: выполняет работу совместно с преподавателем, не может
самостоятельно использовать схему для вязания, путается при выполнении работы. Работа
выполнена неаккуратно.
2 полугодие
Задание: выполнить изделие вязанием на спицах.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: правила вязания на спицах, правила чтения схемы, условные
обозначения, назначение инструментов, используемых для работы.

Обучающийся умеет: самостоятельно изготавливать изделие, пользоваться схемой для
вязания. Правильно использует инструменты для работы.
Работа выполнена аккуратно, самостоятельно.
Средний уровень:
Обучающийся знает: не полностью правила вязания спицами, правила чтения схемы,
условные обозначения.
Обучающийся умеет: обращается за помощью к педагогу и другим, обучающимся при
изготовлении изделия, использовании схемы для вязания.
Работа выполнена не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила вязания спицами, правила чтения схемы,
условные обозначения.
Обучающийся умеет: выполняет работу совместно с преподавателем, не может
самостоятельно использовать схему для вязания, путается при выполнении работы. Работа
выполнена неаккуратно.
К онтрольно п р акти ч еская работа
2
год обучения
1 полугодие
Задание: выполнить игрушку из ткани.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: о припуске и выточке, правила раскроя детали в сгиб и разворот,
ручные швы, основы моделирования.
Обучающийся умеет: пользоваться ручными швами, выкраивать детали, моделировать
игрушки.
Работа выполнена самостоятельно, с фантазией, нитки подобраны под цвет ткани, сшито
аккуратно, швы не выделяются, игрушка сшита по собственной выкройке.
Средний уровень:
Обучающийся знает: о припуске и выточке, правила раскроя детали в сгиб и разворот,
ручные швы, основы моделирования.
Обучающийся умеет: пользоваться простейшими швами, выкраивать детали с припуском
и без.
Работа выполнена не очень аккуратно, швы немного выделяются, сшито по стандартной
выкройке.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо правила раскроя деталей из ткани, ручные швы.
Обучающийся умеет: совместно с преподавателем делать игрушку. Работа выполнена
неаккуратно, видны швы, нитки подобраны неверно.
2 полугодие
Задание: изготовление изделия по выбору

Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: технологию изготовления выбранного изделия, материалы и
инструменты, необходимые для изготовления изделия.
Обучающийся умеет: самостоятельно разрабатывать этапы работы для изготовления
изделия. Планировать свою работу.
Средний уровень:
Обучающийся знает: технологию изготовления выбранного изделия (иногда обращается за
помощью к преподавателю), материалы и инструменты, необходимые для изготовления
изделия.
Обучающийся умеет: пользоваться предложенной технологической картой по
изготовлению изделия. Работа выполнена в срок, но не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: плохо знает технологию изготовления предложенного изделия.
Обучающийся умеет: совместно с преподавателем планировать процесс выполнения
работы. Работа выполнена не полностью, не аккуратно.

4. С писок ли тературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Булгар Е. Азбука вязания.- Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2006.
Гурбина Е.А. Поурочные планы по разделу «Вязание».- Волгоград: Изд-во Учитель, 2007.
Жадаева А.В., Пяткова А.В. Творческие проекты. -Изд-во Учитель, 2011.
Каминская. Е.А. Мягкие игрушки своими руками/ Е. А. Каминская. -М .: Эксмо, 2013
Капранова Е.Г. Вязание крючком.- М.: Изд-во Астрель, 2009.
Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность.- М.: Изд-во Третий Рим, 2009.
Максимова М. В., Кузьмина М.А. Быстрый крючок. - М.:Изд-во Эксмо, 2003.
Рааб С. Мягкие игрушки - М.:Изд-во Академия развития, 2007.
Свеженцева Н. Вязание. Модели на все времена года.- М.: Изд-во Феникс, 2006.
Стародуб К., Ткаченко Т. Мягкая игрушка. -Изд-во Рипол Классик, 2004.
Сынкова К.В. Шарфы, шапки, шали.- М.:Изд-во Сталкер, 2007.
Тимаер А. Нарядные прихватки. - М.: Мой мир, 2005
Францороли И.В. Вяжем цветы крючком.- М.: Изд-во Контэкт, 2009.
Цыгвинцева. О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы
изготовление. /О.А. Цыгвинцева- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2013
Э лектронны е образовательны е ресурсы

1.
2.
3.

http://masterclassy.ru/ Творческая мастерская.
http: //stranamasterov.ru/ Страна Мастеров.
http://livemaster.ru/ Ярмарка Мастеров.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».