Бисероплетение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
5.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бисероплетение»
для детей 7 - 1 3 лет
срок реализации программы 2 года

Автор-составитель:
Аскарова Наталья Анатольевна,
педагог дополнительного
образования

г. Верхняя Пышма, 2024

1. К омплекс основны х характери сти к
1.1. П оясни тельн ая записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
разработана в соответствии с нормативными документами:

программа

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Программа относится к художественной направленности. В процессе
освоения программы дети знакомятся с разнообразной техникой плетения, с историей
развития бисерного искусства.
Бисероплетение относится к декоративно-прикладному творчеству и из
многообразия видов творчества декоративно-прикладное является одним из популярных.
Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека, его бытом и средой
обитания. Занятия декоративно-прикладным творчеством позволяют детям удовлетворить
свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной
области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения
программы. Она обуславливает личностно­
ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого
потенциала.

Процесс перемен, происходящий в современном обществе, выдвигает в качестве
приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего
формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью и
оригинальностью.
П рограм м а актуал ьн а, поскольку выполняет социальный заказ на формирование
целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом
необходимых ценностных ориентиров,
без которых невозможно
органичное
существование человека в окружающем мире. У детей этого возраста хорошо развита
механическая память, произвольное внимание, наглядно - образное мышление,
зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными
данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.
Программа, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер,
направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой ручного труда.
Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный
подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь
к народному творчеству, развивать художественно - эстетический вкус.
О тли чи тельн ы е особенности
Программа предусматривает:
- овладение практическими навыками в области декоративно-прикладного искусства,
истории быта;
- овладение всеми видами плетения бисером (низание на проволоке, на леске), как
средство для раскрытия понятия красоты, особенностей восприятия и отражения
окружающего мира;
- интеграцию с учебными предметами: изобразительным искусством, историей,
технологией, окружающим миром, естествознанием, математикой. Интеграция
объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития
познавательного интереса;
- индивидуальности, доступности, преемственности, результативности.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно
связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Обучение, по программе построено по принципу:
- от простого - к сложному, от изготовления простых изделий, к более сложным, от
низания простых фигурок, цветов, к составлению сложных сюжетных композиций.
3

Учебный процесс осуществляется по спиралевидной схеме: каждая тема подается в течение
длительного времени с возрастанием сложности.
А дресат п рограм м ы : возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 7 - 13 лет.
Особенности организации образовательного процесса:
• набор в объединение осуществляется на свободной основе, по желанию;
• занятия проходят в сформированных группах обучающихся одного возраста или
разновозрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным
составом объединения;
• состав группы постоянный 8 - 12 человек.
Программа «Бисероплетение» предназначена для детей младшего и среднего
школьного
возраста.
Младшие
школьники
охотно
принимают
участие
в
самообслуживании, всегда готовы что-нибудь мастерить. В их среде укрепляется дружба и
товарищество. У детей развивается мышечная система, совершенствуется мелкая
мускулатура рук. Дети все более овладевают движениями. Именно в этом возрасте у детей
вырабатывается наиболее стойкий интерес к занятиям по бисероплетению, развивается
умение анализировать предметы, развиваются самостоятельность мышления, творчество,
художественный вкус, формируются ценные качества личности: аккуратность,
целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.
Среднем школьном возрасте повышается интенсивность и жизнедеятельность организма.
Изменения происходят в общем психологическом складе и характере подростка,
выражающиеся в стремлении быть самостоятельным и независимым. Проявляется большой
интерес к различным видам трудовой деятельности.
Занятия бисероплетением способствуют развитию самостоятельности, образного и
логического мышления.
Режим занятий:
• 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в день;
• 2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в день;
• продолжительность одного академического часа - 40 минут;
• перерыв между занятиями не менее 10 минут.
Объем и срок освоения п рограм м ы :
Срок реализации дополнительной образовательной программы составляет 288 учебных часов.
• 1 год обучения - 144 часа;
• 2 год обучения - 144 часа.

2 года обучения, что

У ровневость програм м ы :
-

«Стартовый уровень» - 1 год обучения, является вводным и направлен на первичное
знакомство с историей возникновения декоративных ремесел, с основными
приемами работы с бисером.

-

«Базовый уровень» - 2 год обучения, направлен на базовую подготовку
обучающихся. В этот период происходит закрепление азов декоративно­

прикладного творчества, увеличение объема предоставляемого материала и
выполнение более сложных работ по бисероплетению.
Ф орм а обучения - очная.
Основная форма обучения - коллективные занятия, на которых происходит формирование
у обучающихся теоретических знаний и практических умений. В процессе занятий
сочетаются групповая и индивидуальная работы, в связи с тем, что каждый обучающийся
имеет разный темп усвоения материала и разный уровень подготовки. Таким образом,
важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к обучающимся с учетом
их возрастных физических и психологических особенностей. В процессе реализации
программы используются коллективная и индивидуально-групповая работа.
Виды занятий:
• практическое занятие;
• творческая мастерская;
• мастер класс;
• защита проектов;
• выставка;
• открытое занятие.
Ф орм ы подведения результатов:
• выставка;
• защита проекта;
• открытое занятие.
1.2. Ц ель и задачи п рограм м ы
Ц ель програм м ы :
развитие творческого потенциала обучающихся и практического
конструировании объектов декоративно-прикладного плана.

умения

в

Задачи:
- Обучающие:
• обучение практическим умениям и навыкам работы с бисером в различных
техниках;
• знакомство с материалами, используемыми в бисероплетении, и их свойствами;
• формирование основных понятий и этапов в конструировании и моделировании
декоративно-прикладных объектов;
• обучение правилам техники безопасности при работе с инструментами.
- Развивающие:
• способствовать развитию у обучающихся логического мышления;
• содействовать формированию всесторонне развитой личности;
• развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в
саморазвитии, самостоятельности, аккуратности.
- Воспитательные:
• способствовать воспитанию творческой активности;

•

•

воспитание основ экономического мышления в творческо-конструкторской и другой
художественно-прикладной деятельности (бережное отношение к инструменту и
оборудованию, экономное расходование конструкционных материалов);
воспитание упорства в достижении желаемого результата, в умении доводить
начатое дело до конца.

1.3. Содержание п рограм м ы
У чебны й план
1 года обучения
С тартовы й уровень
№
п/п

Кол-во часов
Н азвание раздела. Темы

Всего

Теория

П р ак т и к а

Ф орм ы
аттестации/
контроля
Беседа

1.

Введение в предмет

2

2

2.

Технология плетения на
проволоке
Основные техники плетения
(плетение на проволоке).
Плетение плоских фигурок.
Изготовление
объемных
фигурок.
Цветы.
Технология плетения на
леске
Основные техники плетения
(плетение на леске)
Изготовление
объемных
изделий
в
технике
параллельного плетения.
И тоговое занятие
ИТОГО:

78

22

58

8

4

4

28
22

6
6

22
16

22
62

6
10

16
52

Выставка

8

4

4

54

6

48

Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Выставка

2
144

32

2
112

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.

4.

Наблюдение
Опрос
Выставка
Выставка

Выставка

Содерж ание учебного плана
1 год обучения
1. Введение в предмет.
Теоретические сведения: Введение в курс. Ознакомление с учебным кабинетом,
организацией рабочего места, основными правилами работы с инструментами,
приспособлениями и материалами, используемыми для работы. Инструктаж по охране
труда и пожарной безопасности в учебном кабинете, правилами внутреннего распорядка.
Цели и задачи курса.
История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме.
Современные направления бисероплетения. Демонстрация изделий. Виды бисера (бисер,

стеклярус, рубленый бисер, бусины) и материалы (проволока, леска, нитки, иглы, швензы,
застежки) необходимые для бисероплетения.
2. Технология плетения на проволоке
2.1. О сновны е техники плетения (плетение на проволоке).
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
плетения на проволоке: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.
Комбинирование приёмов. Виды схем для бисероплетения и правила их чтения.
Практическая работа: выполнение элементов плетения на проволоке техниками параллельное, игольчатое и петельное плетение.
2.2. П летение плоских ф игурок.
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое
плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Выбор, зарисовка схем.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов на основе изученных
приёмов. Сборка и оформление готового изделия. Составление композиции. Прикрепление
элементов композиции к основе.
2.3. И зготовление объемных ф игурок.
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления объемных фигурок: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ
моделей. Чтение, зарисовка схем. Способы соединения изделий.
Практическая работ а: Выполнение элементов фигурок, изделий. Сборка изделий.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление
композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.
2.4. Ц веты .
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами.
Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков,
тычинок, листьев. Анализ моделей. Выбор, зарисовка схем.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий:
брошей, букета цветов. Составление композиций букетов. Подготовка основы
декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции
к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
3. Технология плетения на леске
3.1. О сновны е техники плетения (плетение на леске)
7

Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
плетения на леске: параллельное, ажурное, игольчатое, кирпичное плетения.
Комбинирование приёмов. Виды схем для бисероплетения и правила их чтения.
Практическая работа: Выполнение основных элементов плетения на леске.
3.2. И зготовление объемных изделий в технике п араллельного плетения.
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления объемных фигурок людей, животных, птиц. Анализ моделей. Выбор,
зарисовка схем.
Практическая работ а: Выполнение объемных фигурок параллельным плетением.
Составление композиции.
4. И тоговое занятие
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов, награждение.

№
п/п
1.
2.
2.1.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
5.

Н азвание раздела. Темы

У чебны й план
2 год обучения
Б азовы й уровень
К ол-во часов
Теория
Всего
П р ак ти к а

Введение в предмет
П летение на проволоке
Цветы и деревья.
П летение на леске
Фенички, браслеты, цепочки,
ожерелья.
Кирпичное плетение.
Ткачество бисером.
Предметы декора.
В ы ш и вка бисером
И тоговое занятие
ИТОГО:

2
46
48
66
12

2
6
6
14
2

22
22
12
28
2
144

4
4
4
6
28

40
40
52
10
16
16
10
22
2
116

Ф орм ы
аттестации/
контроля
Беседа
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
Выставка
В ы ставка
Выставка

Содерж ание учебного плана
2 год обучения
1. Введение в предмет.
Теоретические сведения: Введение в курс. Организацией рабочего места,
основными правилами работы с инструментами, приспособлениями и материалами,
используемыми для работы. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в
учебном кабинете, правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Современные
направления бисероплетения. Применение искусства бисероплетения в декоре одежды и
интерьера. Демонстрация изделий.
2. П летение на проволоке
2.1. Ц веты и деревья.
Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления цветов и деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание
дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок, листьев, веток. Техника сборки и формирование готового изделия.
Анализ моделей. Выбор, зарисовка схем.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов, деревьев. Сборка
изделий: деревьев, букета цветов. Составление композиций. Оформление цветами из бисера
подарков и других предметов
3. П летение на леске
3.1. Ф енички, браслеты , цепочки, ожерелья.

Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для
изготовления украшений: параллельное, ажурное и игольчатое плетение. Техника
выполнения основных узлов при изготовлении украшений.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов или целого изделия на
основе изученных приёмов. Оформление готового изделия.
3.2. К ирпичное плетение.
Теоретические сведения: Виды изделий выполненных техникой кирпичное
плетение. Техника выполнения кирпичного плетения. Правила работы со схемой для
кирпичного плетения. Выбор модели для плетения. Анализ моделей. Выбор схем.
Практическая работа: Выполнение изделия.
3.3. Ткачество бисером.
Теоретические сведения: Виды украшений и предметов декорирования,
выполненных в технике бисероплетения - ручное ткачество. Техника изготовления изделий
ручным ткачеством, выбор модели для изготовления. Анализ моделей. Выбор, зарисовка
схем.
Практическая работа:
Оформление работы.

Изготовление

изделия техникой

ручного ткачества.

3.4. П редм еты декора.
Теоретические сведения: Виды украшений и предметов декорирования,
выполненных бисероплетением. Техника изготовления украшений различными
(комбинированными) способами выполнения изделия, выбор изготовляемой модели.
Анализ моделей. Выбор, зарисовка схем.
Практическая работа: Выполнение отдельных элементов или готового изделия.
Сборка и оформление работы
4. В ы ш и вка бисером.
Теоретические сведения: Способы выполнения вышивки с применением бисера.
Бисер используемый для вышивания.
Комбинирование способов вышивания,
применяемых материалов, использование их для декорирования одежды, аксессуаров.
Практическая работа: Декорирование элементов одежды вышивкой бисером.
5. И тоговое занятие.
Организация выставки лучших работ обучающихся. Обсуждение результатов
выставки, подведение итогов, награждение.

1.4. П ланируем ы е результаты
1 год обучения:
- личностны е результаты
обучающиеся могут развить:
• аккуратность, терпение, волю, ответственность доведения начатого дела до конца;
• бережное отношение к используемым материалам;
• мотивацию и интерес к бисероплетению;
• самостоятельность и личную ответственность.
- метапредметны е результаты
обучающиеся могут развить:
• моторные навыки руки;
• сформировать образное мышление;
• внимание, творческую активность;
• познавательный интерес к деятельности.
- предметны е результаты
обучающиеся должны знать:
• правила безопасности труда и личной гигиены;
• название и назначение ручных инструментов и приспособлений;
• название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока, леска);
• основные техники плетения на проволоке: параллельное плетение, игольчатое, плетение
петель;
• основные техники плетения на леске: параллельное, ажурное, игольчатое, кирпичное
плетения;
• виды схем для бисероплетения и правила их чтения.
обучающиеся должны уметь:
• правильно использовать инструменты в работе;
• читать схемы по бисероплетению (параллельное плетение);
• плести бисером на проволоке и леске;
• самостоятельно изготавливать изделие по схеме.
2 год обучения
- личностны е результаты
обучающиеся могут развить:
• культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
• самостоятельность и ответственность за проделанную работу;
• мотивацию к творческому труду.
- метапредметны е результаты
обучающиеся могут развить:
• развить моторные навыки руки;
• пространственное воображение;
• развивать любознательность в области декоративно - прикладного искусства;
• развивать смекалку и устойчивый интерес к бисероплетению.

предметны е результаты
обучающиеся должны знать:
• правила планирования и организации труда;
• виды и правила изготовления украшений из бисера, предметов декора;
• различать по характерным особенностям виды плетения;
• технику кирпичного плетения;
• технику ручного ткачества бисером;
• правила вышивания бисером.
обучающиеся должны уметь:
• самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
• читать бисерные схемы любой сложности;
• изготовить изделие техникой кирпичного плетения, ручного ткачества;
• выполнять вышивку бисером;
• экономно и рационально использовать материалы;
• оформить работу.
2. К омплекс организационно-педагогических условий
2.1.

У словия реализации п рограм м ы

Обеспечение програм м ы :
М атериально-техническое обеспечение:
Методи ческое:
1. Образовательная программа студии прикладного творчества «Бисероплетение»,
рассчитанная на 2 года обучения;
2. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса;
3. Подборка литературы: книг, журналов по рукоделию;
4. Тематические папки по рукоделию;
5. Образцы изделий, выполненные как педагогом, так и обучающимися;
6. Раздаточный материал (эскизы отдельных блоков, схемы по бисероплетению,
схемы по вышивке).
Материальное:
1. Учебный кабинет с типовой мебелью;
2. Магнитно-маркерная доска;
3. Ноутбук;
4. Принтер;
5. Проектор;
6. Экран;
7. Наборы для бисероплетения;
8. Проволока;
9. Леска;
10. Нитки (капроновые, вискозные, тонкие крепкие х/б);
11. Пяльцы для вышивки;
12. Клей;
13. Линейка масштабная;

14. Ножницы;
15. Комплект швейных иголок, иголок для бисера, булавок и ниток;
16. Пистолет клеевой.
К адровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен:
•
Иметь высшее или средне-специальное образование по преподаваемому профилю;
•
Иметь опыт работы с детьми не менее 1 года.
М етодические м атериалы
Формы и методы обучения
В технологию вклю чается следующ ий ком плекс методов и приемов:
• использование диалоговой формы проведения занятий;
• применение опорных чертежей, схем, литературы;
• применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
• стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
• обновление содержания программы.
В
процессе
занятий
использую тся
разли чны е
ф орм ы
занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия, лекции, игры, праздники,
конкурсы, соревнования и другие.
А такж е разли чны е методы:
М етоды, в основе которы х леж ит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение)
педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
М етоды, в основе которы х леж ит уровень деятельности обучаю щ ихся:
• объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
• репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
• частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
• исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
М етоды, в основе которы х леж ит форма организации деятельности обучаю щ ихся на
занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
• групповой - организация работы в группах;
• индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

П рограм м а реализуется при соблюдении следующих условий:
• сочетание разных форм занятий (дети могут конструировать, решать задачи, составлять
схемы, «осваивать» поделку в игре и др.);
• содержание материала имеет занимательную форму, развивающая ситуация носит
характер проблемной ситуации;
• совместный характер деятельности, полнота «проживания— переживания»;
• используется активизирующая обучающихся форма соревнования;
• осуществляются выходы в другие предметные циклы;
• занятия организованы в диалоговой форме и др.;
• включены формы, способствующие усилению мотивации (экспозиции, конкурсы и
праздники, участие в выставках);
• инициируется творческая активность. Оказывается должное внимание к попыткам
ребёнка формировать свои подходы к процессу моделирования.
2.2. Ф орм ы аттестации/контроля и оценочны е м атериалы
Результативность обучения
и формы контроля по дополнительной
общеразвивающей программе «Бисероплетения» оценивается в виде устного опроса,
наблюдения педагога за работой детей, конкурса на лучшую мастерицу (лучшего мастера),
самостоятельных работ, организаций выставок работ обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога
за работой детей, оценки готового изделия.
Промежуточный контроль проводится в конце учебного года в форме участия в мастерклассах, в народных тематических праздниках, ярмарках, выставках, фестивалях.
Итоговая аттестация проводится с целью выявления уровня развития способностей,
соответствия стандартам дополнительной общеразвивающей программы и как один из
эффективных путей повышения качества образовательного процесса. По окончанию
учебного курса проводится итоговая аттестация выпускников коллектива, т.к. позволяет
всем его участникам оценить реальную результативность: в виде участия их в городских и
региональных конкурсах, выставках различного уровня.
О ценочны е м атериалы
К онтрольно - теоретические вопросы
К онтрольно - теоретические вопросы
1
года обучения
1 полугодие
1. Понятие «бисероплетение», название и назначение материалов (бисер, стеклярус,
нитки, леска, проволока, фурнитура).
2. Техники плетения на проволоке: параллельное плетение, игольчатое, плетение петель.
3. Что такое схема.
4. Правила чтения схем для бисероплетения.
5. Приемы изготовления плоских фигурок.
6. Приемы изготовления объемных фигурок.

2 полугодие
1. Правила изготовления изделий на леске и техники плетения.
2. Правила чтения схем для объемного плетения.
3. Технология изготовления объемной игрушки плетением на леске.
4. Правила закрепления нити (лески) при завершении работы.
К онтрольно - теоретические вопросы
2
год обучения
1 полугодие
1. Технология изготовления цветов и деревьев на проволоке.
2. Виды украшений из бисера и материалы, применяемые для их изготовления.
3. Технология выполнения украшения (феничка, браслет, ожерелье).
4. Правила закрепления нити (лески) при завершении работы.
2 полугодие
1. Технология изготовления изделий кирпичным плетением.
2. Технология изготовления изделий ручным ткачеством.
3. Технологический процесс вышивки бисером.
4. Инструменты и приспособления для плетения, вышивания.
К онтрольно - п р акти ч еская работа
К онтрольно - п р акти ч еская работа
1
год обучения
1 полугодие. Плетение на проволоке.
Задание: выполнить из бисера и проволоки плоскую фигурку животного или птички
техникой параллельного плетения.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: правила параллельного плетения, виды игрушек, способы соединения
деталей изделия, правила чтения схемы для изготовления плоской фигурки, назначение
инструментов, используемых для работы.
Обучающийся умеет: самостоятельно изготавливать плоские игрушки техникой
параллельного плетения, пользоваться схемой для плетения или изготавливает схему сам.
Правильно использует инструменты для работы.
Работа выполнена аккуратно, самостоятельно, оформлена с фантазией.
Средний уровень:
Обучающийся знает: частично правила параллельного плетения, виды игрушек, правила
чтения схемы для плетения.
Обучающийся умеет: выполнять плоские игрушки, частично с преподавателем, использует
предложенную схему.
Работа выполнена не совсем аккуратно, оформлена без фантазии.
Уровень ниже среднего:

Обучающийся знает: слабо знает правила параллельного плетения, не знает, как правильно
использовать схемы для плетения.
Обучающийся умеет: выполнять плоские фигурки совместно с преподавателем, не может
самостоятельно использовать схемы для плетения, путается при выполнении работы.
Работа выполнена неаккуратно.
2 полугодие. Плетение на леске.
Задание: выполнить из бисера и лески объемную фигурку животного или птички техникой
параллельного плетения.
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: правила и технологию изготовления объемной фигурки.
Инструменты необходимые для работы и их назначение, технику безопасности при
выполнении работы.
Обучающийся умеет: использовать инструменты по назначению, соблюдает технику
безопасности при работе, самостоятельно выполняет работу
Работа выполнена аккуратно, оформлена с фантазией.
Средний уровень:
Обучающийся знает: частично правила и технологию изготовления объемной фигурки.
Инструменты необходимые для работы и их назначение.
Обучающийся умеет: выполняет работу частично с преподавателем.
Работа выполнена не совсем аккуратно, оформлена без фантазии
Уровень ниже среднего:
Учащийся знает: слабо правила и технологию изготовления объемной фигурки.
Обучающийся умеет: выполнять работу совместно с преподавателем, не может
самостоятельно использовать схему, путается при выполнении работы. Работа выполнена
неаккуратно.
К онтрольно п р акти ч еская работа
2
год обучения
1 полугодие. Плетение на проволоке.
Задание: выполнить из бисера и проволоки цветок или элемент дерева.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: правила изготовления выполняемого изделия, способы соединения
деталей, правила чтения схемы применяемой для выполнения работы, назначение
инструментов, используемых для работы.
Обучающийся умеет: самостоятельно изготавливать цветы или деревья из бисера,
пользоваться схемой для плетения или изготавливает схему сам. Правильно использует
инструменты для работы. Во время работы не допускает ошибок или справляется с ними
самостоятельно.
Работа выполнена аккуратно, самостоятельно, оформлена с фантазией.
Средний уровень:

Обучающийся знает: частично правила выполнения работы, правила чтения схемы для
работы.
Обучающийся умеет: выполнять работу частично с преподавателем, во время выполнения
работы допускает ошибки.
Работа выполнена не совсем аккуратно, оформлена без фантазии.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо знает правила изготовления требуемого изделия, не знает, как
правильно использовать схемы плетения.
Обучающийся умеет: выполнять работу совместно с преподавателем, не может
самостоятельно использовать схемы для плетения, путается при выполнении работы.
Работа выполнена неаккуратно, оформлена не красиво.
2 полугодие. Плетение на леске.
Задание: выполнить изделие (элемент) техникой кирпичного плетения или ручного
ткачества (на выбор).
Высокий уровен ь:
Обучающийся знает: технику выполнения изделия, правила чтения схемы применяемой
для выполнения работы, материалы для изготовления изделия, инструменты, используемые
для работы.
Обучающийся умеет: пользоваться схемой для плетения или изготавливает схему сам,
правильно подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения работы.
Во время работы не допускает ошибок или справляется с ними самостоятельно. Работа
выполнена аккуратно.
Средний уровень:
Обучающийся знает: частично - технику выполнения изделия, правила чтения схемы
применяемой для выполнения работы, необходимые материалы для изготовления изделия,
инструменты, используемые для работы.
Обучающийся умеет: использует предложенную схему, обращается за помощью при
работе с ней, обращается за помощью при подборе материалов и инструментов,
необходимых для выполнения работы. Во время работы допускает ошибки и после
объяснения справляется с ними самостоятельно. Работа выполнена не совсем аккуратно.
Уровень ниже среднего:
Обучающийся знает: слабо технику выполнения изделия, правила работы со схемой,
необходимые материалы и инструменты для выполнения работы.
Обучающийся умеет: совместно с преподавателем выполняет изделие, не ориентируется в
схеме для работы, не может подобрать материалы и инструменты необходимые для
выполнения работы. Во время работы допускает ошибки и не может справиться с ними
самостоятельно даже после объяснения. Работа выполнена неаккуратно, изделия
выполнено неправильно.

4. С писок ли тературы
1. Артамонова.Е.В. Украшения из бисера. / Е.В. Артамонова. - М.: Эксмо, 2010 - 64 с.: ил.
2. Базулина. Л.В. Игрушки из бисера: популярное издание/Л.В. Базулина, И.В. Новикова.Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Белов. Н.В. Фигурки из бисера: издание для досуга/Н.В. Белов. -М инск: Харвест, 2008.­
144 с.
4. Божко. Л.А. Бисер для девочек/ Л.А. Божко. Изд.14-е, испр. И доп.-М.: Мартин, 2012.­
104 с., илл.
5. Брандт. А. Ожерелья из бусин: издание для досуга/ А. Брандт.- Москва: АРТ-РОДНИК,
2005.-28 с.
6. Давыдова.Г.Н. Подарки к праздникам. / Г.Н. Давыдова.-М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2012.- 96 с.
7. Дюмина. Г. Бисер. / Г. Дюмина.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство
Астрель», 2001.- 256 с.: и л .- Умелица.
8. Катио. Л. Фигурки из бисера. Животные, птицы, насекомые./ Л. Катио. Чебоксары:
«Издательская группа Контэнт», 2004.г.
9. МакНил.С. Модные фенечки/ С. МакНил. / Пер. с англ. У. Сапциной-М.: Издательская
группа «Контэнт», 2012.-32 с.; цв. ил.
10. Чиотти. Д. Фантазии из бисера/ Пер. с итал. М.С. Меньшиковой.-М.: ООО ТД
«Издательство Мир Книги», 2009.-96 с.: цв.илл.
11. Чиотти. Д. Цветы и букеты из бисера. / Пер. с итал. М.С. Меньшиковой.-М.: ООО ТД
«Издательство Мир Книги», 2010.-75 с.: цв.илл.
Э лектронны е образовательны е ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

http://masterclassy.ru/ Творческая мастерская.
http://www.kalitva.ru/ История бисера.
http://www.kalitva.ru/ Развитие бисерного производства и рукоделия в России.
http://www.rukodelie.by/ Техника параллельного плетения бисером на проволоке.
http://ourworldgame.ru/ Петельная техника плетения бисером.
http://rainbowbiser.ru/ Игольчатая техника плетения бисером.

7.

http://blog.kp.ru/ Инструменты и материалы для бисероплетения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».