МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)
Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
\У
ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
31.05.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Тхэквондо»
для детей 7 - 1 5 лет
срок реализации программы 4 года
Автор-составитель:
Крашенинников Денис Александрович,
тренер-преподаватель
г. Верхняя Пышма, 2024
1. К омплекс основны х характери сти к
1.1. П оясни тельн ая записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по
ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский
центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019 № 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Программа относится к ф изкультурно-спортивной направленности.
А ктуальность образовательной програм м ы .
Приоритетными задачами программы являются формирование в сознании детей
ценностного отношения к своему здоровью, развитие мотивации к познанию и творчеству
обучающихся, создание условий для развития, укрепление психического и физического
здоровья, которые решаются вследствие удовлетворения потребностей детей в активных
формах двигательной деятельности, обеспечивающих физическое, духовное и нравственное
развитие обучающихся. В наше время детский, подростковый спорт и физкультура приобрели
новое и весьма важное социальное значение, являясь пропагандой здорового образа жизни.
2
О тли чи тельн ая особенность данной программы состоит в том, что в ней прослеживается
углубленное изучение данного вида спортивной подготовки - тхэквондо, с применением
специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой
выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных
действий и тактическими приёмами по данной специализации.
Педагогическая целесообразность программы проявляется в том, что особое внимание
уделяется формированию личностных свойств характера обучающихся. Их позитивная
динамика определяется мотивацией обучающихся на здоровый образ жизни.
В своей реализации программа ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний
и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения,
реализации усвоенных знаний и представлений в поведении, помогает в решении задач
здоровье сбережения.
Занятия видом спорта - тхэквондо развивают в обучающихся такие качества, как
выносливость, скорость и координацию. Занятия спортивными играми развивают смекалку и
умение взаимодействовать в коллективе, помогают подросткам оценить свои возможности,
развить чувство собственного достоинства, целеустремленность и волю к победе. Развитие
этих качеств, в свою очередь, способствует успешному выполнению учебных программ
общего образования.
Программный материал объединен в целостную систему поэтапной спортивной
подготовки и воспитательной работы
Учебный план рассчитан на 4-летнее обучение, предусматривает теоретическую и
практическую подготовки.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию
учебно-тренировочной работы на разных её этапах.
Основными
показателями
выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся являются:
выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке; овладение
теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований;
выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов единой
всероссийской спортивной классификации.
В основу программы по тхэквондо положены нормативные требования по физической
и спортивно-технической подготовке и методические разработки, применяемые для
подготовки спортсменов.
А дресат общ еразвиваю щ ей програм м ы : возраст детей участвующих в реализации данной
дополнительной образовательной программы:
-
программа рассчитана на детей 7 - 15лет;
занятия проводятся в группах по 12 - 20 человек;
набор в секцию осуществляется на свободной основе, по желанию;
-
обучающиеся получают базовые знания.
Режим занятий:
-
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа в день;
-
2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа в день;
-
3 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа в день;
-
4 год обучения - 3 раза в неделю по 2 часа в день.
Объем общ еразвиваю щ ей п рограм м ы :
Год обучения
1
2
3
4
Количество часов
в неделю
4
6
6
6
Итого по программе
в год
144
216
216
216
792 часа
С рок освоения программы 4 года.
У ровневость програм м ы :
Программой предусматривается два уровня образовательного процесса продолжительностью
2 года каждый уровень:
С тартовы й уровень - 1 и 2 года обучения. Этот уровень является диагностическим,
предполагает минимальную сложность предлагаемого материала. Обучающиеся знакомятся с
видом спорта - тхэквондо и получают основы спортивной подготовки.
Б азовы й уровень - 3 и 4 года обучения. Обучающиеся приобретают, закрепляют и
совершенствуют приобретенные умения и навыки вида спорта - тхэквондо.
Ф орм ы обучения:
-
очная;
-
индивидуальная;
-
фронтальная;
-
в парах;
-
групповая.
Виды занятий:
-
традиционное занятие;
-
комбинированное занятие;
-
практическое занятие;
-
игра;
-
соревнования;
-
открытое занятие.
Ф орм ы подведения результатов:
-
беседа;
-
опрос;
-
занятие - соревнование;
-
технический зачет;
-
открытое занятие.
1.2. Ц ель и задачи общ еразвиваю щ ей п рограм м ы
Ц ель п рограм м ы : развитие основных физических качеств и укрепления здоровья детей
через занятия тхэквондо.
Задачи:
Обучающие задачи:
-
обучить правилам гигиены, техники безопасности и поведения на занятиях физкультурой
и спортом;
-
формирование знаний об основах физкультурной деятельности;
-
укрепление здоровья: закаливания организма; укрепления опорно-двигательного аппарата;
совершенствования сердечно сосудистой системы; совершенствование дыхательной
системы;
-
обучить игровой и соревновательной деятельности;
-
обучить двигательным навыкам, необходимым при усвоении технических приемов
тхэквондо;
-
приобретение первоначального соревновательного опыта;
-
приобретение навыков самообороны.
Развивающие (оздоровительные) задачи:
-
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации
движений и гибкости;
-
формирование двигательных умений; всестороннее гармоничное развитие физических
способностей;
-
формирования и проявления разумной смелости, решительности и уверенности в своих
силах, развитие эмоциональной сферы;
-
совершенствовать психомоторные способности: развитие мышечной силы, подвижности в
различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных
способностей, а также мелкой моторики;
-
формирование познавательной активности;
-
овладение двигательными умениями и навыками.
Воспитательные задачи:
-
воспитать целеустремленность и ответственность за свои действия;
-
воспитать умение работать в группе, команде;
-
воспитать психологическую устойчивость;
-
воспитание и развитие силы воли, стремления к победе;
-
воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем
социальной активности и ответственности юных спортсменов.
1.3 Содержание общ еразвиваю щ ей п рограм м ы
У Ч Е Б Н Ы Й П ЛА Н
1
год обучения
Стартовый уровень
№
Н азвание раздела.
Темы
1.
2.
Всего
1
1
Ф орм ы
Кол-во часов
Теория П р ак ти к а аттестац
ии/контр
оля
1
опрос
1
беседа
6.
Вводное занятие
Физическая культура и спорт в
России
Краткий обзор истории тхэквондо
Анатомо-физиологические
особенности организма
Основы знаний по гигиене и
врачебному контролю
Основы спортивной техники
7.
Правила соревнований
2
2
8.
Общая физическая подготовка
40
5
35
9.
42
14
28
10.
Специальная физическая
подготовка
Технико-тактическая подготовка
44
14
30
11.
Восстановительные мероприятия
2
12.
Медико-биологический контроль.
4
1
3
13.
Итоговое занятие
2
1
1
144
45
99
3.
4.
5.
ИТОГО:
1
2
1
2
2
2
1
1
беседа
тестирова
ние
опрос
2
тестирова
ние
тестирова
ние
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
соревнова
ние
С одержание учебного плана
1 год обучения
РА ЗД ЕЛ 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в курс. Ознакомление с видом спорта, средствами защиты, используемыми
для занятий. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в спортивном зале,
правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Значение физической культуры и
спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите
Родины.
РА ЗД ЕЛ 2. Ф изическая культура и спорт в России
Теория: Знакомство с историей развития физической культуры и спорта в России. Виды
спортивных дисциплин.
РА ЗД ЕЛ 3. К ратки й обзор истории тхэквондо.
Теория: Исторические и социальные предпосылки возникновения тхэквондо, развитие
спортивной дисциплины тхэквондо в России.
РА ЗД ЕЛ 4. А натомо-физиологические особенности организма.
Теория: Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека, костная и
мышечная система. Правила тренировки мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки,
опоры, выворотности, эластичности и выносливости суставов.
РА ЗД ЕЛ 5. О сновы знаний по гигиене и врачебному контролю .
Теория: Значение гигиенических мероприятий при занятиях спортом. Использование
естественных факторов природы солнца, воздух и вода для укрепления здоровья и
закаливания. ЗОЖ.
РА ЗД ЕЛ 6. О сновы спортивной техники.
Теория: Основные знания основ спортивной техники.
РА ЗД ЕЛ 7. П р ави л а соревнований.
Теория: Основные правила соревнований. Спортивная форма спортсмена - тхэквондиста (для
юношей и девушек).
РА ЗД ЕЛ 8. О бщ ая ф изическая подготовка.
Теория: Основные строевые упражнения на месте и в движении.
Практика: Простейшие базовые шаги: приставной шаг.
Бег: обычный, с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, семенящий бег. Бег:
на короткие дистанции. Кроссовый бег.
РА ЗД ЕЛ 9. С пец и альн ая ф изическая подготовка.
Теория: Основные сведения о специальной физической подготовке: быстрота, гибкость,
выносливость.
Практика: Ходьба: обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках, на пятках, на
внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба: в полу приседе и приседе, сочетание ходьбы
с различными движениями рук. Прыжки: с места, спиной, боком с поворотом 90 и 180
градусов в воздухе. Лазание: по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, подтягивание, повороты,
размахивание, соскоки и др. Упражнения со скакалкой: элементарные прыжки на месте на
одной и двух ногах. Подвижные игра: вышибалы. Подвижные игры: футбол. Эстафета.
Подвижные игры: регби. Подвижные игры: пионер бол.
РА ЗД ЕЛ 10. Т ехнико-тактическая подготовка.
Теория: Сведения о технике тхэквондо.
Практика: Стойки: ап куби. Стойки: ап соги. Удары руками: чирюги. Удары руками:
барочируги (одноименной). Удары руками: банде чируги (разноименной). Блоки: арэ маки.
Блоки: момтхон маки. Блоки: ольгуль маки. Удары ногами: миро чаги. Удары ногами: ап чаги.
Удары ногами: долле чаги. Степ. Пхумсе: тхэгык Иль Дянг.
РА ЗД ЕЛ 11. В осстановительны е м ероприятия.
Практика: Применение восстановительных мероприятий.
РА ЗД ЕЛ 12. М едико-биологический контроль.
Теория: Правила оценка состояния здоровья, определение физического развития и
биологического возраста обучающихся, уровня их функциональной подготовки.
Практика: Определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных
нагрузок. Тестирование физических способностей
РА ЗД ЕЛ 13. И тоговое занятие.
Практика: Организация лучших поединков обучающихся. Обсуждение результатов боёв,
подведение итогов, награждение.
У Ч Е Б Н Ы Й П ЛА Н
2
год обучения
Стартовый уровень
№
п/п
1.
2.
Разделы и тем ы
Кол-во часов
Всего
Теория П р ак т и к а Ф орм ы
аттестац
ии/контр
оля
2
2
беседа
2
2
опрос
6.
Вводное занятие
Физическая культура и спорт в
России
Краткий обзор истории тхэквондо.
Анатомо-физиологические
особенности организма.
Основы знаний по гигиене и
врачебному контролю.
Основы спортивной техники.
7.
Правила соревнований.
4
4
8.
Общая физическая подготовка
50
5
3.
4.
5.
4
8
4
8
4
4
2
2
беседа
тестирова
ние
опрос
45
тестирова
ние
тестирова
ние
техн.
зачет
9.
Специальная физическая подготовка.
70
14
56
10.
Технико-тактическая подготовка.
60
14
46
11.
Восстановительные мероприятия
2
12.
Медико-биологический контроль.
6
3
3
13.
Итоговое занятие.
2
1
1
216
63
153
ИТОГО:
2
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
соревнова
ние
С одержание учебного плана
2 год обучения
РА ЗД ЕЛ 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в курс. Ознакомление с видом спорта, средствами защиты, используемыми
для занятий. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в спортивном зале,
правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Значение физической культуры и
спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите
Родины.
РА ЗД ЕЛ 2. Ф изическая культура и спорт в России
Теория: Современные виды спорта.
РА ЗД ЕЛ 3. К ратки й обзор истории тхэквондо.
Теория: История и современное развитие.
РА ЗД ЕЛ 4. А натомо-физиологические особенности организма.
Теория: Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека.
Костная и мышечная система. Начало тренировки мышечного аппарата ребенка. Выработка
осанки, опоры, выворотности, эластичности и выносливости суставов.
РА ЗД ЕЛ 5. О сновы знаний по гигиене и врачебному контролю .
Теория: Значение гигиенических мероприятий при занятиях. Использование естественных
факторов природы солнца, воздух и вода для укрепления здоровья и закаливания.
РА ЗД ЕЛ 6. О сновы спортивной техники.
Теория: Повторение и усовершенствование знаний о спортивных техниках.
РА ЗД ЕЛ 7. П р ави л а соревнований.
Теория: Основные правила судейства. Основные правила соревнований.
РА ЗД ЕЛ 8. О бщ ая ф изическая подготовка.
Теория: Основные строевые упражнения на месте и в движении.
Практика: Простейшие базовые шаги: приставной шаг. Бег: обычный, с высоким
подниманием бедра, с захлёстыванием голени, семенящий бег. Бег: на короткие дистанции.
Кроссовый бег.
РА ЗД ЕЛ 9. С пец и альн ая ф изическая подготовка.
Теория: Быстрота. Гибкость. Выносливость.
Практика: Ходьба: обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках, на пятках, на
внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба: в полу приседе и приседе, сочетание ходьбы
с различными движениями рук. Прыжки: с места, спиной, боком с поворотом 90 и 180
градусов в воздухе. Лазание: по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, подтягивание, повороты,
размахивание, соскоки и др.Упражнения со скакалкой: элементарные прыжки на месте на
одной и двух ногах. Подвижные игры: вышибалы. Подвижные игры: футбол. Эстафета.
Подвижные игры: регби. Подвижные игры: пионер бол.
РА ЗД ЕЛ 10. Т ехнико-тактическая подготовка.
Практика: Стойки: наранхи. Стойки: ап куби. Стойки: ап соги. Удары руками: чирюги.
Удары руками: барочируги (одноименной). Удары руками: банде чируги (разноименной).
Блоки: хан сональ маки.Блоки: сональ маки. Блоки: ольгуль маки. Удары ногами: Сево чаги.
Удары ногами: Нэрео чаги. Удары ногами: Тон долле чаги. Степ. Пхумсе: тхэгык И джанг,
тхэгык Са Джанг.
РА ЗД ЕЛ 11. В осстановительны е м ероприятия.
Практика: Применение восстановительных мероприятий.
РА ЗД ЕЛ 12. М едико-биологический контроль.
Теория: Оценка состояния здоровья, определение физического развития и биологического
возраста обучающихся, уровня их функциональной подготовки.
Практика: Определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных
нагрузок.
Тестирование физических способностей
РА ЗД ЕЛ 13. И тоговое занятие.
Практика: Организация лучших поединков обучающихся. Обсуждение результатов боёв,
подведение итогов, награждение.
У Ч Е Б Н Ы Й П ЛА Н
3 год обучения
Базовый уровень
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Разделы и тем ы
Вводное занятие
Физическая культура и спорт в
России
Краткий обзор истории тхэквондо.
Анатомо-физиологические
особенности организма.
К ол-во часов
Всего
Теория П р ак ти к а
2
2
2
2
4
8
4
8
Ф орм ы
аттестаци
и/контро
ля
беседа
опрос
беседа
тестирова
ние
5.
4
4
опрос
6.
Основы знаний по гигиене и
врачебному контролю.
Основы спортивной техники.
2
2
7.
Правила соревнований.
4
4
8.
Общая физическая подготовка
50
5
45
9.
70
14
56
10.
Специальная физическая
подготовка.
Технико-тактическая подготовка.
60
14
46
11.
Восстановительные мероприятия
2
12.
Медико-биологический контроль.
6
3
3
13.
Итоговое занятие.
2
1
1
тестирова
ние
тестирова
ние
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
соревнова
ние
216
63
153
ИТОГО:
2
С одержание учебного плана
3 года обучения
РА ЗД ЕЛ 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в курс. Сведения о виде спорта, средствами защиты, используемыми для
занятий. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в спортивном зале,
правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Значение физической культуры и
спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите
Родины.
РА ЗД ЕЛ 2. Ф изическая культура и спорт в России
Теория: Олимпийское движение.
РА ЗД ЕЛ 3. К ратки й обзор истории тхэквондо.
Теория: Историческое и социальное развитие тхэквондо.
РА ЗД ЕЛ 4. А натомо-физиологические особенности организма.
Теория: Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека. Костная и
мышечная система. Начало тренировки мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки,
опоры, выворотности, эластичности и выносливости суставов.
РА ЗД ЕЛ 5. О сновы знаний по гигиене и врачебному контролю .
Теория: Значение гигиенических мероприятий при занятиях. Использование естественных
факторов природы солнца, воздух и вода для укрепления здоровья и закаливания.
РА ЗД ЕЛ 6. О сновы спортивной техники.
Теория: Повторение и усовершенствование знаний о спортивных техниках.
РА ЗД ЕЛ 7. П р ави л а соревнований.
Теория: Основные правила соревнований.
РА ЗД ЕЛ 8. О бщ ая ф изическая подготовка.
Теория: Основные строевые упражнения на месте и в движении.
Практика: Простейшие базовые шаги: приставной шаг. Бег: обычный, с высоким
подниманием бедра, с захлёстыванием голени, семенящий бег. Бег: на короткие дистанции.
Кроссовый бег.
РА ЗД ЕЛ 9. С пец и альн ая ф изическая подготовка.
Теория: Быстрота. Гибкость. Выносливость.
Практика: Ходьба: обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках, на пятках, на
внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба: в полу приседе и приседе, сочетание ходьбы
с различными движениями руками. Прыжки: с места, спиной, боком с поворотом 90 и 180
градусов в воздухе. Лазание: по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, подтягивание, повороты,
размахивание, соскоки и др. Упражнения со скакалкой: элементарные прыжки на месте на
одной и двух ногах. Подвижные игры: вышибалы. Подвижные игры: футбол. Эстафета.
Подвижные игры: регби. Подвижные игры: пионер бол.
РА ЗД ЕЛ 10. Т ехнико-тактическая подготовка.
Практика: Стойки: наранхи. Стойки: ап куби.Стойки: ап соги. Удары руками: чирюги.
Удары руками: баро чируги Удары руками: банде чируги (разноименной). Блоки: арэ маки.
Блоки: момтхонпакат маки. Блоки: ольгульсональ маки. Удары ногами: Твит миро чаги.
Удары ногами: Твит ап чаги. Удары ногами: Твитдолле чаги. Степ. Пхумсе: тхэгык ОДжанг,
тхэгык Юк Джанг.
РА ЗД ЕЛ 11. В осстановительны е м ероприятия.
Практика: Применение восстановительных мероприятий.
РА ЗД ЕЛ 12. М едико-биологический контроль.
Теория: Оценка состояния здоровья, определение физического развития и биологического
возраста обучающихся, уровня их функциональной подготовки.
Практика: Определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных
нагрузок. Тестирование физических способностей
РА ЗД ЕЛ 13. И тоговое занятие.
Практика: Организация лучших поединков обучающихся. Обсуждение результатов боёв,
подведение итогов, награждение.
У Ч Е Б Н Ы Й П ЛА Н
4 год обучения
Базовый уровень
№ п/п
К ол-во часов
Всего
Теория П р ак ти к а
Разделы и тем ы
1.
2.
3.
4.
2
2
4
8
2
2
4
8
4
4
6.
Вводное занятие
Физическая культура и спорт в России
Краткий обзор истории тхэквондо.
Анатомо-физиологические
особенности организма.
Основы знаний по гигиене и
врачебному контролю.
Основы спортивной техники.
2
2
7.
Правила соревнований.
4
4
8.
Общая физическая подготовка
50
5
45
9.
Специальная физическая подготовка.
70
14
56
10.
Технико-тактическая подготовка.
60
14
46
11.
Восстановительные мероприятия
2
12.
Медико-биологический контроль.
6
3
3
13.
Итоговое занятие.
2
1
1
216
63
153
5.
ИТОГО:
2
Ф орм ы
аттестаци
и/контро
ля
беседа
опрос
беседа
тестирова
ние
опрос
тестирова
ние
тестирова
ние
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
техн.
зачет
соревнова
ние
С одержание учебного плана
4 года обучения
РА ЗД ЕЛ 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в курс. Сведения о виде спорта, средствами защиты, используемыми для
занятий. Инструктаж по охране труда и пожарной безопасности в спортивном зале,
правилами внутреннего распорядка. Цели и задачи курса. Значение физической культуры и
спорта для укрепления здоровья, гармонического развития, подготовки к труду и защите
Родины.
РА ЗД ЕЛ 2. Ф изическая культура и спорт в России
Теория: Олимпийское движение.
РА ЗД ЕЛ 3. К ратки й обзор истории тхэквондо.
Теория: Историческое и социальные развитие тхэквондо.
РА ЗД ЕЛ 4. А натомо-физиологические особенности организма.
Теория: Общие сведения о строении опорно-двигательного аппарата человека. Костная и
мышечная система. Начало тренировки мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки,
опоры, выворотности, эластичности и выносливости суставов.
РА ЗД ЕЛ 5. О сновы знаний по гигиене и врачебному контролю .
Теория: Значение гигиенических мероприятий при занятиях. Использование естественных
факторов природы солнца, воздух и вода для укрепления здоровья и закаливания.
РА ЗД ЕЛ 6. О сновы спортивной техники.
Теория: Повторение и усовершенствование знаний о спортивных техниках.
РА ЗД ЕЛ 7. П р ави л а соревнований.
Теория: Основные правила соревнований.
РА ЗД ЕЛ 8. О бщ ая ф изическая подготовка.
Теория: Основные строевые упражнения на месте и в движении.
Практика: Простейшие базовые шаги: приставной шаг. Бег: обычный, с высоким
подниманием бедра, с захлёстыванием голени, семенящий бег. Бег: на короткие дистанции.
Кроссовый бег.
РА ЗД ЕЛ 9. С пец и альн ая ф изическая подготовка.
Теория: Быстрота. Гибкость. Выносливость.
Практика: Ходьба: обычным шагом, с высоким подниманием колен, на носках, на пятках, на
внешней и внутренней сторонах стопы. Ходьба: в полу приседе и приседе, сочетание ходьбы
с различными движениями руками. Прыжки: с места, спиной, боком с поворотом 90 и 180
градусов в воздухе. Лазание: по гимнастической стенке, лестнице, канату, шесту.
Упражнения на гимнастических снарядах: на перекладине, подтягивание, повороты,
размахивание, соскоки и др. Упражнения со скакалкой: элементарные прыжки на месте на
одной и двух ногах. Подвижные игры: вышибалы. Подвижные игры: футбол. Эстафета.
Подвижные игры: регби. Подвижные игры: пионер бол.
РА ЗД ЕЛ 10. Т ехнико-тактическая подготовка.
Практика: Стойки: наранхи. Стойки: ап куби. Стойки: ап соги. Удары руками: чирюги.
Удары руками: барочируги (одноименной). Удары руками: банде чируги (разноименной).
Блоки: арэ маки. Блоки: момтхонпакат маки. Блоки: ольгульсональ маки. Удары ногами: Твит
миро чаги. Удары ногами: Твит ап чаги. Удары ногами: Твитдолле чаги. Степ. Пхумсе: тхэгык
Ю к Джанг, тхэгык Чиль Джанг.
РА ЗД ЕЛ 11. В осстановительны е м ероприятия.
Практика: Применение восстановительных мероприятий.
РА ЗД ЕЛ 12. М едико-биологический контроль.
Теория: Оценка состояния здоровья, определение физического развития и биологического
возраста обучающихся, уровня их функциональной подготовки.
Практика: Определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных
нагрузок. Тестирование физических способностей
РА ЗД ЕЛ 13. И тоговое занятие.
Практика: Организация лучших поединков обучающихся. Обсуждение результатов боёв,
подведение итогов, награждение.
1.4. П ланируем ы е результаты
М етапредм етны е результаты :
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха
-
и занятий физической культурой;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
возможности и способы их улучшения;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при этом
хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
находить
Л ичностны е результаты :
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
-
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
П редм етны е результаты :
- организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-
излагать факты истории развития физической культуры, вида спорта - тхэквондо,
характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
-
представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
-
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без
предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты,
-
гибкости, выносливости, двигательно-координационных способностей);
-
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных
-
играх;
-
владеть основами техники тхэквондо;
-
приобретение первичного соревновательного опыта.
1 год обучения
Иметь представление:
-
о состоянии своего здоровья;
-
о режиме дня и личной гигиене;
-
о правилах составления общеразвивающих комплексов, комплексов корригирующей
гимнастики;
-
о принципе построения простейшего показательного выступления;
- об истории развития тхэквондо.
Уметь:
-
выполнять и составлять самостоятельную разминку;
-
выполнять комплексы корригирующей гимнастики;
-
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки;
-
играть в подвижные игры;
-
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках различными способами;
-
выполнять строевые упражнения;
выполнять программу аттестации на 9 гып;
-
выполнять нормативы по ОФП И СФП.
2 год обучения
Иметь представление:
-
об истории развития тхэквондо в России;
-
о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;
-
о правилах проведения закаливающих процедур;
-
об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для
формирования правильной осанки;
- об истории развития единоборств в мире и России;
Уметь:
-
выполнять специальные упражнения (тхэквондо ВТФ);
-
выполнять общеразвивающие упражнения;
16
-
составлять самостоятельно простейшие комплексы упражнений;
-
определять уровень развития физических качеств: силы, быстроты, гибкости;
-
выполнять закаливающие процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
-
выполнять программу аттестации на 8-7 гып;
-
выполнять нормативы по ОФП И СФП.
3 год обучения
Иметь представление:
-
о состоянии своего здоровья;
-
о назначении изученных упражнений по тхэквондо;
-
о правилах проведения соревнований по тхэквондо;
о разновидностях физических упражнений.
Уметь:
-
выполнять специальные упражнения (тхэквондо ВТФ);
-
составлять самостоятельно комплекс упражнений разной направленности;
-
составлять и выполнять комплексы корригирующей гимнастики;
-
проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
вести наблюдение за показателями сердечных сокращений во время выполнения
физических упражнений;
-
выполнять программу аттестации на 6-5 гып;
-
выполнять нормативы по ОФП И СФП.
4 год обучения
Иметь представление:
-
о том, что индекс здоровья подтверждает факт укрепления здоровья спортсменов;
о назначении изученных упражнений по тхэквондо;
-
о правилах проведения соревнований по тхэквондо;
- о изменениях в правилах проведения соревнований по тхэквондо.
Уметь:
-
выполнять специальные упражнения (тхэквондо ВТФ);
совершенствовать технику тхэквондо ВТФ;
-
приобретать соревновательный опыт;
-
развивать и расширять специальные двигательные способности;
-
воспитывать в себе специальные психологические качества;
-
формировать спортивную мотивацию;
-
повышать уровень общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки, физическое развитие;
-
выполнять программу аттестации на 4-3 гып.
2. К омплекс организационно-педагогических условий
2.1 У словия реализации п рограм м ы
М атериально-техническое обеспечение п рограм м ы :
Для реализации программы требуются:
-
физкультурно-спортивный зал;
-
додянг 12х12 или специальное покрытие в спортзале не менее 8х8;
-
гимнастические палки;
-
скакалки;
-
гимнастические маты;
-
степ-платформы;
-
рулетка;
-
свисток;
-
секундомер;
-
мешки боксёрские;
лапы;
жилеты для спаррингов;
-
макивары- ручные для отработки ударов ногами;
-
мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные, теннисные, набивные.
С портивное снаряж ение тхэквондиста:
- специальный костюм - добок;
-
спортивный костюм для занятий на улице (ветрозащитный костюм);
-
одежда для сгонки веса;
-
спортивная сумка;
-
спортивная обувь для тренировок по тхэквондо;
-
спортивная обувь для тренировок на улице;
-
паховые раковины должны быть под одеждой;
-
щитки, шлем, капа, бинты, снарядные перчатки, футы для тренировок;
-
средства промывки полости рта по время поединка.
И нформационное обеспечение:
-
книги и журналы по тхэквондо;
-
специализированная литература по методике проведения занятий;
-
видео материалы с тренировочными комплексами;
-
видео материалы соревнований;
интернет-источники.
К адровое обеспечение:
Учебно-тренировочные занятия по данной образовательной программе проводят тренеры,
соответствующие квалификационным требованиям по должности, тренер-преподаватель.
М етодические м атериалы :
М етоды обучения.
Основными методами подготовки в тхэквондо являются: метод повторного выполнения
упражнения с обязательным использованием методов вариативного упражнения. Кроме этого,
используется игровой метод, соревновательный, а также группы воспитательных методов,
определяющих отношения тренера и ученика, их взаимодействия и взаимосвязь.
Игровой метод чаще всего используется, как правило, в переходном периоде.
Соревновательный метод (различные виды спаррингов) способствуют воспитанию
бойцовских качеств, способности быстро решать поставленные задачи, умение выбирать
оптимальный вариант действий, тактических способностей, умение терпеть и т.д.
Соотношение средств и методов подготовки должно быть оптимальным по отношению к
уровню подготовленности и задач.
Процесс подготовки квалифицированных спортсменов в тхэквондо ВТФ включает
техническую,
тактическую,
физическую,
психологическую,
морально-волевую,
теоретическую виды подготовки. Соотношение средств общей физической подготовки (ОФП)
и специальной физической подготовки (СФП) в тренировочном процессе изменяются в
зависимости от квалификации спортсмена.
В годичном планировании учебно-тренировочного процесса выделяются:
Подготовительный период.
Задачи:
1. Повышение уровня общей физической подготовленности.
2. Освоение базовых технических навыков тхэквондо.
3. Повышение уровня физической подготовленности.
Продолжительность данного периода 1.5-3 месяца.
Соревновательный период.
Задачи:
1. Участие в подводящих, контрольных, основных и главных соревнованиях.
2. Поддержание высокого уровня общей и специальной подготовленности.
Продолжительность данного периода 5-7 месяца.
Переходный период.
Задачи:
1. Организация активного отдыха за счёт переключения на другие виды спортивной
деятельности (игры, кроссы, упражнения на гибкость и т.д.)
2. Лечение травм и заболеваний.
3. Прохождение комплексных медицинских обследований.
Продолжительность переходного периода 1.5-2 месяца.
Планирование тренировочного занятия определяется его местом в микро- и мезоциклах, цель
и задачи которых определяют и конкретизируют цели и задачи каждой тренировки. Важно
чтобы тренировки были разнообразными, интересными, четко продуманными.
В основе планирования тренировочного процесса лежат закономерности развития
спортивной формы и особенности календаря соревнований. Поскольку развитие спортивной
формы зависит от уровня подготовки, то и тренировочный процесс следует строить
дифференцированно.
Обучающиеся участвуют в соревнованиях 6-8 раз в год. Для них рассчитывается годичное
планирование.
Основным средством тренировки в тхэквондо, как и в других видах спорта являются
физические упражнения, подразделяющиеся на общие развивающие (ОРУ) и специальные
(СУ).
Задача ОРУ - всестороннее гармоничное развитие дыхательной, сердечнососудистой,
нервно-мышечной систем и общей двигательной подготовки.
Задача СУ - воспитание двигательных, психических, морально-волевых качеств
применительно для тхэквондо ВТФ. В группу СУ входят упражнения на развитие
двигательных качеств, упражнения, используемые для обучения, имитационные упражнения,
упражнения для воспитания психологических и моральных качеств на основе принципов
тхэквондо (терпение, решимости, воли в достижении цели, психологической устойчивости,
послушания).
2.2 Ф орм ы аттестации/контроля и оценочные м атериалы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов
обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация
проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1
раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при
выполнении контрольных упражнений. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года
обучения и предполагает зачет в форме тестирования уровня ОФП и СФП. Итоговый контроль
проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения
сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Входной контроль (начало учебного года - сентябрь)
-
личные беседы
-
тесты на ОФП
Текущий контроль (проводится в процессе обучения)
-
открытые уроки
-
показательные выступления
-
аттестация на стилевую квалификацию
Итоговый контроль (в конце учебного года - май).
-
контрольные занятия;
-
соревнования;
показательные выступления;
-
аттестация на стилевую квалификацию
Критериями оценки эффективности обучения и тренировки служат нормативные
требования по ОФП и СПФ (аттестация на пояса и переводные нормативы), которые являются
неотъемлемым компонентом управления спортивной тренировки.
Способы определения результативности програм м ы :
Тесты на ОФП:
-
бег -30, 60 м;
-
прыжки в длину;
-
отжимания;
-
подъемы корпуса;
-
приседания.
И тоговы й контроль
Специальные тесты: устойчивость в положении выполнения удара;
Техника.
-
махи ногами: прямой снизу вверх, боковой снизу вверх, круговой снаружи вовнутрь и
изнутри наружу.
Стойки:
-
наранхи-соги: стойка ноги на ширине плеч стопы параллельны;
-
ап-соги: высокая стойка ноги на ширине плеч;
-
чучум-соги: низкая стойка расстояние две ширины плеч, стопы параллельны;
- ап-куби: длинная низкая стойка.
Удары руками:
-
баро-чируги: удар кулаком, с опорой на разноименную ногу;
- банде-чируги: удар кулаком, с опорой на одноименную ногу.
Блоки:
-
арэ-маки: защита нижнего уровня;
момтхон-макки: защита среднего уровня (бакат-изнутри, ан-вовнутрь) ольгульмакки:
защита верхнего уровня.
Удары ногами:
-
ап-чаги: прямой удар ногой вперед;
-
доле-чаги: боковой удар ногой;
миро-чаги: толчковый удар ногой вперед всей стопой;
-
пхумсе: тгык-иль-дянг.
Н орм ати вы по О Ф П
2 год
4 год
К онтрольное
испы тание
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
девочки
мальчики
3 год
девочки
1 год
Челночный бег 3 х 10 м.
Подтягивание на
высокой перекладине из
виса, раз (мальчики)
На низкой перекладине
из виса, раз (девочки)
Сгибание и разгибание
рук в упоре, раз
Прыжок в длину с места,
см
Сгибание туловища из
положения лёжа на
спине, за 1 мин, раз
Непрерывный бег
(метры)
Шпагат: прямой,
правосторонний,
левосторонний (кол.)
9,3
10 раз
9,0
4 раза
9,1
12 раз
8,8
5 раз
8,9
14 раз
8,6
6 раз
7
16 раз
6,5
7 раз
8 раз
12 раз
10 раз
15 раз
12 раз
18 раз
14 раз
150
155
155
165
160
175
175
25
раз
190
25
30
30
35
35
40
40
45
800
800
900
900
1000
1000
1000
1500
1
1
2
2
3
3
3
3
Н орм ати вы по С Ф П
К онтрольное испы тание
1 год
2 год
3 год
4 год
Статическое упражнение: удержание
ноги на «ап чаги» на уровне пояса,
сек.
Выполнение с максимальной
частотой повторений удара по
макеваре ногой «долео чаги» за 10
сек., раз
8
10
12
14
10
13
16
19
3. С писок ли тературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. — М.: ФиС.1977, с.207.
Андрис Э. Р., Арзуманов Г.Г., Годик М.А. Выбор тренировочных средств в зависимости от
структуры соревновательного упражнения. — ТиП, 1979, № 2.
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968.
Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: Взаимосвязи и диссоциации
— ТП ФК, 1996, № 10, с. 2-8.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС, 1977.
Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок. —
ТиП, 1964, № 6.
Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. — М.: ФиС, 1981.
Железняк
Ю.Д.
Программа
курса:
Педагогическое
физкультурно-спортивное
совершенствование. — М.: УМО, 1996, с.27.
Зимкин Н.В. Физиология человека. — М.: ФиС, 1975. с.495.
Физическая культура в школе. 1997, № 3, с. 2-8.
Лях В.И. Совершенствуя координационные способности — Физическая культура в школе.
1996, № 4, с. 18-20.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 1991, с.543.
Назаренко Л. Д. Физиология физического воспитания. — Ульяновск: 2000, с.144.
Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательно-координационных качеств, как
одно из сторон гармоничного развития личности. — В сб.: Любищевские чтения. —
Ульяновск: 1999, с. 120-122.
Травин Ю.Г., Дьяков В.В. Возрастные особенности развития двигательных качеств
школьников и юных спортсменов. — М.: ФиС, 1986, с.255.
Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС,
1991, с.223.