Браво

М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖ ДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКО-Ю НОШ ЕСКИЙ ЦЕНТР «АЛЫЕ ПАРУСА»
(МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»)

Принята на заседании
педагогического совета
МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса»
протокол № 5 от 31.05.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
У ДО «ДЮЦ «Алые
Г.А. Мосиенко
1.05.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Браво»

для детей 7 - 1 0 лет
срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:
Кирилкина Татьяна Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

г. Верхняя Пышма, 2024

1. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
разработана в соответствии с нормативными документами:

программа

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий
по ее реализации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Устав МАУ ДО «ДЮЦ «Алые паруса», утвержден постановлением администрации
городского округа Верхняя Пышма от 14.12.2020 № 1032;
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Алые паруса», утверждено приказом директора от 30.08.2019
№ 43;
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Алые паруса»,
утверждено приказом директора от 16.12.2019 № 71.
Обширные отечественные и зарубежные исследования доказали, что
художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна
быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство
уже является адекватным языком само актуализации, в то время, когда другие виды
предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.
Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему
средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного
общения.
Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству,
которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью
формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно -

эмоциональную сферу. Так, как театр - является синтезом искусств, то занятия этим видом
деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого участника
коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она
предоставляет возможность, помимо полученных базовых знаний, эффективно готовить
обучающихся к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта,
безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению.
Театр, писал испанский поэт Гарсиа Лорка: «...Это школа слез и смеха, свободная
трибуна, с которой люди могут отличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на
живых примерах вечные законы человеческого законы человеческого сердца и
человеческого чувства. Школа жизни - самая древнейшая, самая удивительная и
эмоциональная, воодушевляющая, ни на что не похожая великая школа».
Современные социальные условия требуют от ребёнка определенных способностей для
адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной,
обладающей повышенной информационной плотностью, высокой интенсивностью и
быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций,
«проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют обучающемуся приобрести полезные
навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики
жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно
смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которые можно и
нужно преодолевать. И уж ни в коем случае не сотворить его самому. Театральная игра способ развить у детей способности полноценного общения и самореализации.
Направленность
направленности.

программы

-

данная программа относится к художественной

Программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные
заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для
общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого
гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой
профессии, даже далекой от театра.
Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка,
является процессуальной. Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс
репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат.
Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных
способностей ребенка, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия,
памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение социальных
норм поведения. Таким образом, работа над этюдами и спектаклем не менее важна, чем сам
спектакль.
Но законы детской игры и законы сцены различны. Игра «для себя» психологически
естественна, игра «на публику» противоречит природе. Законы детской игры подвижны и
переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником
для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности,
понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия,
утрированное обозначение каких-то явлений. В театре это возможно далеко не всегда. Но

при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив,
игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по-взрослому». Это сразу
перекроет возможность творческой реализации детей. При работе в детском театре, прежде
всего необходимо, чтобы цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть
реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и
понятны.
Существует устойчивое мнение, что маленькие дети - все артисты. Точно можно
сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех.
Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду,
если он не хочет этого. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела,
оставлять его в стороне. Для каждого в театре можно найти дело, в котором он может
реализоваться.
Театр - одно из ярких средств воспитания высших человеческих потребностей,
положительного личностного развития. Театр - это средство коллективного воспитания.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой
нравственного воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время,
сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, танца, литературы и актерской
игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональной мир ребенка. Занятия
сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу
чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
На основе анализа социальный проблем и наблюдений можно сделать вывод, что в
настоящее время технологического прогресса, у детей все чаще проявляется замкнутость в
общении со сверстниками, процесс фантазирования только уже в существующих сюжетах
предложенных игр и телепередач.
Как же раскрыть творческий потенциал детей, как развить их природные задатки и
склонности, как расширить эмоциональный кругозор, как, в конечном итоге, вырастить
духовно богатую и творчески раскрепощенную личность?
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Всё это может дать театрализованное действие.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определенные знания
по актерскому мастерству, сценической речи, а также развивали в себе физические данные
и навыки пластического театра.
Во-первых, в процессе изучения актерского мастерства, возможно, увидеть и усвоить
как образец социального опыта ту историю, которая будет представлена в сюжете пьесы.
Сюжет пьесы (то, что в ней происходит с героями), изложенной драматургом истории,
является определяющим фактором интереса к театру как к искусству. Чем большей ребенок
владеет информацией о чужом социальном опыте, тем больше у него возникает вариантов
развития ситуации, встретившейся в его жизни.
Во-вторых, усвоив теорию по предмету сценической речи, учащиеся могут
практически отрабатывать упражнения не только на занятиях, но и дома, что способствует

улучшению и развитию артикуляционного аппарата. И формирует грамотно поставленную
речь, которая окажет большую пользу в дальнейшей жизни ребёнка.
В-третьих, использование в предмете сценического движения не только упражнения
направленных на улучшение физических качеств ребенка и умений работать в парах, но и
упражнения на развитие пластической импровизации у детей, содействуя многостороннему
использованию полученных навыков в театральном искусстве, что является новизной
программы.
Отличительной особенностью образовательной программы является то, что процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской
культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре,
которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у обучающихся объединения. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и
воспитания
детей.
Полученные
знания
позволят
обучающимся
преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Адресат программы:
В реализации данной программы участвуют дети от 7 до 10 лет.
Обучение проводится в групповой форме, состав группы постоянный, возможно
пополнение её в течение учебного года при наличии свободных мест. Численность
обучающихся от 12 до 20 человек в группе.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных, индивидуально­
психологических и физиологических особенностей обучающихся. Группы комплектуются
из всех желающих, без предварительного отбора, безотносительно к способностям ребенка,
наличию или отсутствию у него каких-либо театральных данных.
Режим занятий:
-

2 раза в неделю по 2 часа;
продолжительность одного академического часа - 40 минут;
перерыв между занятиями не менее 10 минут.

Объем общеразвивающей программы:
Год обучения
1

Количество часов
в неделю
4

в год
144

Срок освоения: Программа «Браво» рассчитана на 1 год обучения.
Уровневость программы:
«Базовый уровень»
Предполагает знакомство со спецификой театрального (актерского) искусства.
Закрепление приемов релаксации, концентрации внимания, дыхания. Подробное знание
орфоэпии применение акробатических навыков в постановочной работе.

Формы обучения: очная форма.
Основной формой организации процесса обучения является групповое занятие, а также
применяются индивидуальная и индивидуально-групповая формы.
Формы организации деятельности обучающихся:
- актерский тренинг;
- театральные игры и упражнения;
- развивающие игры и упражнения;
- ситуационные игры и этюды;
- беседы;
- экскурсии;
- просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных драматических
спектаклей;
- постановка спектаклей;
- концертная деятельность.
Методы обучения:
- объяснительно - иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:
- показа;
- подсказа;
- рассказа;
- метод действенного анализа.
Виды занятий:
- практическое занятие;
- открытое занятие;
- спектакль;
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- репетиция.
Формы подведения результатов:
- устные опросы;
- самостоятельное выполнение упражнений;
- спектакль;
- участие в конкурсах, праздниках и фестивалях;
- открытые занятия (2 раза в год).

1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель программы: развитие творческого потенциала у обучающихся средствами
театральной деятельности.

Задачи программы:
Обучающие:
- обучить детей основам театральной деятельности;
- обучить теоретическим знаниям сценической речи;
- познать пластику своего тела, а также понятие пластического театра;
- расширить свои знания в истории зарубежного и русского театра, а также других
видов искусств.
Развивающие:
- сформировать навыки актерского мастерства;
- раскрытие творческой индивидуальности обучающегося через освоение техники
работы над собой;
- развить творческие артистические способности детей;
- способствовать снятию мышечного и психологического зажима;
- сформировать грамотно поставленную речь;
- формирования умения воплощать представления и фантазии в учебной работе и
исполнительной практике;
- освободить природный голос ребенка от мышечного напряжения;
- развить коммуникативные и организаторские способности обучающихся.
Воспитательные:
- воспитать социальную активность личности обучающихся;
- воспитать умение ребенка работать в коллективе;
- сформировать художественно-эстетический вкус.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Содержание программы

-и №- п
/

1.
2.
3.

Наименование дисциплины
Актерское мастерство
Сценическая речь
Сценическое движение
Всего

72
36
36
144

Дисциплина 1. Актерское мастерство.
Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной
среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения
и развития ребенка достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход
снабжает обучающегося театральной студии необходимым опытом и техническими
навыками для дальнейшего самосовершенствования.
Данный кур органично вытекает из учебной дисциплины «театральная игра» и рассчитан
на детей 2,3,4 года обучения.

Дисциплина 2. Сценическая речь.
Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным
художественным текстом. В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие
мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпии и
выстраиванию логико-интонационной структуры речи.
В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ
работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного
действия, освоение предложенного текстом обстоятельства, выработка умения осваивать
стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над
техникой речи и с литературным текстом.
Дисциплина 3. Сценическое движение.
Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в
котором
психическое
и
физическое
существуют
в
неразрывной
связи.
Раздел «сценическое движение» направлен на развитие специальных качеств актера
(аппарат воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью,
расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем
проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по
смыслу и разнообразным по окраске реакциями.
У ЧЕБН Ы Й ПЛАН
Количество часов

№
п/п
1.
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3

Название темы

Всего

Теория

П рактика

72

18

54

2

2

Дисциплина: Актерское
мастерство
Введение в предмет: специфика
театрального (актерского
мастерства)
Работа актера над собой
Работа актера над образом.
Логика действия

10

2

8

22

4

18

Репетиционно-постановочная
работа

38

8

30

36

10

26

12
8
16

4
2
4

8
6
12

36

8

28

10
10

2
2

8
8

16

4

12

144

36

108

Дисциплина: Сценическая
речь
Орфоэпия
Дыхание
Звуки
Дисциплина: Сценическое
движение
Акробатические упражнения
Тренинги
Пластическая импровизация
Всего

Форма
аттестации/
контроля

наблюдение,
тестирование
наблюдение
творческая
работа,
наблюдение
творческая
работа,
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
творческая
работа

1. Дисциплина: Актерское мастерство
1.1. Введение в актерское мастерство
Теория: Специфика театрального искусства.
Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство
коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой
деятельности многих работников искусства актера. Его роль в театре.
1.2. Работа актера над собой
Теория:
1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.
Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение
дыхания в актерской работе.
2. Дыхание и движение. Соединение речи, дыхания, движения.
3. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов. Понятие о мускульной свободе.
4. Творческое оправдание и фантазия. Понятие о сценическом оправдании. Сценическое
оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о предлагаемых
обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных
действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в
работе актера.
5. Сценическое отношение и оценка факта. Сценическое отношение - путь к образу.
Отношение - основа действия. Два вида сценического отношения. Зарождение
сценического действия. Сценическая вера, как серьезное отношение к сценической
неправде, заданной ролью.
6. Оценка и ритм. Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене.
Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости.
7. Чувство правды и контроль. Чувство правды как способность актера сравнивать
сценическое поведение с жизненной правдой.
8. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Сценическая задача как ряд
действий образа, направленных одной определенной цели. Три элемента сценической
задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и
противодействия.
9. Мысль и подтекст. Понятие подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную
фразу актер).
10. Сценический образ как «комплекс отношений». Три момента общения: оценка
намерения и действия партнера, пристройка к партнеру, самовоздействие на партнера в
желаемом направлении.
Практика:
1. Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие
сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения:
«сосулька», «снежинки», «холодно, жарко», «тряпичная кукла - солдат», «шалтай болтай», «штанга», «муравей», «спящий котенок», «насос и мяч», «зернышко» и т.д.
2. Упражнения: «тренировочный бег», «имитация бега», «дыхание в беге», «бег и чтение
логического текста», «декорации» и т.д.

3. Практические занятия, направленные на снятие мышечного зажима. Упражнения: «сон
- пробуждение», «расслабление по счету», «расслабление - зажим», «выполнить
определенные действия по счету».
4. Упражнения: «рассказ по фотографии», «путешествие», «сочинить сказку»,
«фантастическое существо» и т.д.
5. Упражнения: «не растеряйся», «предмет - животное», «мячи и слова», «семафор» и т.д.
6. Упражнения: «коробочка скоростей», «мостик», «ритмичные движения», «находка» и т.д.
7. Упражнения: «ждать», «распилить бревно», «пианист», «выполнить определенные
действия по счету».
8. Упражнения: «пишу письмо», «отдыхаю», «наблюдаю», «конвейер» и т.д.
9. Упражнения: «слова, фразы в разных интонациях», «читать стихотворение» и т.д.
10. Упражнения: «подарок», «дирижирование», «качели», «сиамские близнецы» и т.д.
1.3. Работа актера над образом. Логика действия
Теория:
1. Я - предмет. Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная
партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания,
позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа.
2. Я - стихия. Объяснение темы я - животное.
3. Я - животное. Объяснение темы я - животное.
4. Я - фантастическое животное. Ообъяснение темы я - фантастическое животное.
5. Арсенал клоунады. Понятие клоунады.
6. От простого к сложному. Объяснение темы «от простого к сложному».
7. Чувства и чувствительность. Объяснение темы «чувство и чувствительность».
8. Станиславский об этюдах. Понятие этюд. Виды этюдов.
Практика:
1. Этюды на тему - «я - предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник) и
т.д.
2. Упражнения: «земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я - стихия» (изобразить море, ветер,
огонь, вулкан).
3. Этюды на тему «я - животное» (изобразить любое животное на выбор).
4. Этюды на тему я - фантастическое животное (изобразить не существующего животного).
5. Упражнения: «перевоплощение», «использование предмета не по назначению»,
«событие», «конфликт» и т.д.
6. Упражнения: «палка», «дактиль», «стрельба из лука», «охота» и т.д.
7. Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.),
этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыг8рывание
предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.
Упражнения: «пишу письмо», «отдыхаю», «наблюдаю», «конвейер» и т.д.
1.4. Репетиционно-постановочная работа.
Теория: читка сценария. Распределение ролей.
Практика: репетиции отчетно-показательной программы (показательные занятия, игровая
программа, инсценировка стихотворений, этюдов и т.д.).
2. Дисциплина: Сценическая речь

2.1. Орфоэпия
Теория:
Содержание и понятие орфоэпии. Краткая история русской орфоэпии. Литературная норма
и говор.
Практика:
Упражнения - биппи, пибби и т.д., четкое произношение не сложных скороговорок, чтение
маленьких детских стихотворений.
2.2. Дыхание
Теория:
1. Виды дыхания. Понятие «дыхание». Правила при выполнении дыхательной гимнастики.
2. Системы дыхания. Три системы дыхания. Строение голосового аппарата. Два отдела
речевого аппарата. Гигиена речевого аппарата.
Практика:
1. Дыхательная гимнастика.
2. Упражнения: «свеча», «паровоз», «осы», «насос», «шарик», и т.д.
2.3. Звуки
Теория:
1. Гласные звуки. Понятие гласные звуки. Гласный звукоряд.
2. Согласные звуки. Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие.
Практика:
1. Г олосовые упражнения на гласные звуки и, э, а, о, у, ы для начала звуки артикулируются
без голоса перед зеркалом, затем переход к громкому звучанию. Постепенно увеличивается
число повторений.
2. Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Не сложные скороговорки.
3. Дисциплина: Сценическое движение
3.1. Акробатические упражнения
Теория:
1. Одиночные упражнения.
2. Упражнения на парное равновесие.
Практика:
1. Кувырки, кувырки назад и вперед, стойка свечкой, мост, каскад. Упражнения на
взаимодействия с мячом, скакалкой, плащом, стулом, столом и др. Одиночные упражнения.
Упражнения на парное равновесие. Взаимодействие с партнером (акробатические
упражнения, гимнастические, импровизация борьбы).
2. Упражнения: «крокодил», «видеокамера», «ходьба по канату», парные и групповые
упражнения.
3.2. Тренинги
Теория:
1. Развивающий тренинг объяснение темы. Подготовка костно-мышечного аппарата актера
и определение степени готовности к активной работе на уроке.
2. Пластический тренинг. Понятие «пластика».

Практика:
1. Тренинги: развивающие (упражнения на гибкость и растяжку, координацию и реакцию).
2. упражнения на расслабление и напряжение, подвижность и выразительность.
3.3. Пластическая импровизация
Теория:
1. Вводное занятие. Объяснение понятий: импровизация, пластичность, значение
импровизации в сценическом движении.
2. Ритмопластика. Объяснение темы «Ритмопластика и ее значение, ритмический рисунок,
ритмы и эмоции».
3. Контроль движений. Раскрытие темы «Контроль движений». Развитие внимания над
движением.
4. Генераторы движения. Объяснение темы: генераторы движения, построение движения,
регулирование движений. Способы удержания внимания в коллективной работе.
Практика:
1. Обыгрывание с помощью ритмов различные сюжетные истории «Зайцы», «Испанцы».
2. Трехступенчатые упражнения на усложнение «Круги внимания», «Эмоция моего тела» и
т.д.
3. Пластические этюдные упражнения, диалог в которых происходит благодаря физическим
действиям партнеров.

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять
контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одногруппников;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические
чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и
заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости
занятий театральным искусством для личного развития.

Предметные:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выразительному
чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по произведениям;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
М атериально-техническое обеспечение программы - наличие учебных и служебных
помещений (класс для проведения занятий, сцена); стулья; маты; кубы различных форм;
зеркала; реквизит; костюмы; ширмы (стационарные, передвижные); технические средства
(музыкальные, световые).
Информационное обеспечение - аудио-, фото- и интернет-источники для фиксации
результатов, поиска материала для занятий.
Кадровое обеспечение - педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее
или среднее профессиональное образование, обладать профессиональными знаниями в
театральном творчестве, знать специфику дополнительного образования, иметь
практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.
Методическое обеспечение программы осуществляется:
- внутренними нормативными документами, обеспечивающими образовательный
процесс: приказами, локальными актами, планами работы, контроля, отчетами;
- учебно-методическими комплексами предметов: рабочими программами предметов,
календарно-тематическими
планами,
планами
занятий,
методическими
рекомендациями, способами диагностики (фонды оценочных средств), контрольными
заданиями.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,
превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному
творчеству.
Аттестация
- выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических);
- формирование у детей адекватной оценки собственных достижений.
Итоговая аттестация в детском театре является необходимым заключительным этапом
образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить реальную
результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой аттестации

необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому ученику,
учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности.
Итоговая аттестация проходит в конце года через творческий отчет или итоговый
спектакль.
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫ Е М АТЕРИАЛЫ
№
1

Тема/раздел
Актерское мастерство:
Введение в предмет: специфика
театрального (актерского
мастерства)
1 Раздел. Работа актера над собой.
2 Раздел. Работа актера над
образом. Логика действия.

3 Раздел. Репетиционно­
постановочная работа.
Сценическая речь:
2
1 Раздел. Орфоэпия.
2 Раздел. Дыхание.
3Раздел. Звуки.

3

Сценическое движение:
1 Раздел. Акробатические
упражнения.
2 Раздел. Тренинги.
3 Раздел. Пластическая
импровизация.

Форма аттестации
Примеры теоретических вопросов:
1. Каково значение театра? И его
возникновение?
2. Роль спектакля в театре
3. В чем особенности сцен.внимания?
4. Значение дыхания в актерской работе
5. Что такое мускульного свобода?
6. Что такое предлагаемые обстоятельства?
7. Каково значение фантазии в работе актера?
8. Назовите 2 вида сцен.отношения
9. Раскройте понятие «оценка»
10. Раскройте понятие «чувство правды»
11. Назовите 3 элемента сцен.задачи
12. Что такое подтекст
13. Что такое «сценический образ»?
14. Что такое этюд? Назовите виды
Практика: открытые уроки, контрольные
занятия, наблюдение и анализ своих действий.
спектакль
Примеры теоретических вопросов:
1. Раскройте понятие «орфоэпия»
2. Назовите виды дыхания
3. Назовите 3 системы дыхания
4. Опишите строение голосового аппарата
5. Назовите гласный звукоряд
6. Назовите свистящие и шипящие согласные
звуки
Практика: чтение стихотворения, отрывка из
художественного произведения. Контрольный
урок, обсуждение.
Примеры теоретических вопросов:
1. Раскройте понятие «упражнение»
2. Что такое парное равновесие?
3. Как понять готовность костно-мышечного
аппарата к активной работе?
4. Что такое «ритмопластика» и её значение?
5. Что такое «контроль движений»?
6. Назовите способы удержания внимания
7. Что такое генераторы движения?

Практика: самостоятельные тренинги,
контрольные задания

1. Дисциплинированность
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня)соблюдать общие правила
поведения на занятии.
2- средний уровень: стремление в выполнении общих правил поведения на занятии.
3-высокий уровень: выполнение общих правил поведения на занятии.
4- повышенный уровень: осознанность в соблюдении всеми общих правил.
2. Коммуникативные умения
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) общаться, скованность,
закрытость.
2- средний уровень: контактность, готовность к диалогу.
3-высокий уровень: лёгкость и смелость в общении.
4- повышенный уровень: свободное творческое общение.
3. Умение работать в коллективе
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) выполнять общие правила.
2- средний уровень: стремление выполнять общие правила.
3-высокий уровень: осознанное отношение к коллективной работе.
4- повышенный уровень: стремление создать творческое взаимодействие в коллективе.
4. Самостоятельность
1-низкий уровень: отсутствие своего мнения о творческом процессе (для своего возраста
и уровня).
2- средний уровень: формирование своего мнения о творческом процессе.
3-высокий уровень: способность выражать своё мнение о творческом процессе.
4- повышенный уровень: способность дискутировать и представлять новые формы в
творческом процессе.
5. Творческая активность
1-низкий уровень: отсутствие желания творчески выражаться, зажатость (для своего
возраста и уровня).
2- средний уровень: стремление творчески проявлять себя.
3-высокий уровень: умение творчески проявлять себя, используя приобретённые навыки.
4- повышенный уровень: изобретение новых форм творческого существования.
6. Артистичность
1-никий уровень: умение выполнить поставленную творческую задачу.
2- средний уровень: знание правил поведения на сцене, основ создания образа.
3-высокий уровень: свободное и уверенное существование на сцене.
4- повышенный уровень: способность к импровизации.
7. Сценическая речь
1-низкий уровень: стремление освоить техники сценической речи.
2- средний уровень: знание техники сценической речи.

3-высокий уровень: чистая артикуляция.
4- повышенный уровень: знание техники сценической речи и использование навыков.
8. Сценическое движение
1-низкий уровень: стремление освоить технику сценического движения.
2- средний уровень: знание техники сценического движения.
3-высокий уровень: знание техники сценического движения и использование навыков.
4- повышенный уровень: мышечная свобода существования на сцене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Андрачников С.Г. - Теория и практика сценической школы. - Москва.2006.
2. Аникеева Н.П. - Воспитание игрой. - Просвещение, 2004.
3. Грачева Л. - Жизнь в роли и роль в жизни. - АСТ,2011.
4. Горчаков Н.М. - Работа режиссёра над спектаклем. - Москва, Искусство, 1956.
5. Захава Б.Е. - Мастерство актера и режиссера. - Москва, Просвещение, 1978.
6. Кипнис М.Ш. - Актерский тренинг искусства быть смешным. - Золотой фонд актерского
искусства, 2010.
7. Кнебель М.О. - Поэзия педагогики. - Всероссийское театральное общество, 1976.
8. Новицкая Л.П. - Тренинг и муштра. - Москва, 2002.
9. Никулин С.К. - Искусство режиссуры XX века. - Москва. Артист. Режиссер, 2008.
10.Поалмишев А.М. - Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. - Москва.
Просвещение, 2006.
11.Станиславский К.С. - Работа актера над собой в творческом процессе переживания,
воплощения. -С.П.Азбука,2002.
12. Сурков М.Ю. - Игровой артикуляционно-дикционный тренинг.
13. Товстоногов Г.А. - Зеркало сцены. - Москва. Искусство, 1980.
14. Товстоногов Г.А. - Беседы с коллегами. - Москва. Союз театральных деятелей, 1988.
15. Товстоногов Г. А. , - Круг мыслей. - Искусство, 1972.
16. «Театр, где играют дети»- Учебно-методическое пособие для руководителей детских
театральных коллективов, под рук. А. Никитиной. М. 2001 г.
17. Фоминцев А. «Уроки основ театрального искусства в начальных классах
общеобразовательной школы». Красноярск. 2000 г.
Список литературы для детей.
1. Васильева Т. И. - Упражнения по дикции. Учебное пособие по курсу «сценическая речь».
- Москва. ГИТИС, 2004.
2. Генералова И. А., - Мастерская чувств. - Москва,2006.
3. Невский Л.А. - Ступени мастерства. - Москва,2006.
4. Петрова А.Н. - Сценическая речь. - Москва,2002.
5. Рубина Ю. - Театральная самодеятельность школьников. - Москва, Просвещение,1994.
6. Станиславский К.С. - Работа актера над собой в творческом процессе переживания,
воплощения. - Азбука,2012.

7. Товстоногов Г. А., - Беседы с коллегами. Москва.1988.
8. Шильгави В.П. - Начнем с игры. - Москва. Просвещение, 1994.
9.Шихматов Л.М. - Сценические этюды. - С.П. Планета музыки,2014.
10. Мочалов Ю. «Первые уроки театра». М. 1985 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».