Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Редакция от 29 мая 2015
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р

Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2.

Минобрнауки

России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный
срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство
Российской
Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
обеспечить реализацию Стратегии.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2015 года № 996-р

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года
I. Общие положения
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию
и
защите
Родины.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня
2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.
Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации,
затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной,
молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты

прав

детей,

ратифицированных

Российской

Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании
в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой
части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме
самостоятельной
деятельности.
Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих
особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития,
формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства,
направленных
на
воспитание
подрастающего
и
будущих
поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в
процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь,
совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного
долга
перед
самим
собой,
своей
семьей
и
своим
Отечеством.
Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление
воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах
физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания
отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурноисторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития
ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в
области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов
развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной
системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей,
актуальные потребности современного российского общества и государства,
глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет,
требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и
ведомств
на
федеральном,
региональном
и
муниципальном
уровнях.
Для

достижения

цели

Стратегии

необходимо

решение

следующих

задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию
подрастающего
поколения;
обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного
отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;
повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования,
физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки
социализации
детей;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического
обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование
социокультурной
инфраструктуры,
содействующей
успешной
социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных,
культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских
поселениях;
повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с
ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей,
находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной
реабилитации
и
полноценной
интеграции
в
общество;
обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической
компетентности
родителей.
Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:
создание условий
ориентированной

для

воспитания
на

здоровой, счастливой,
труд

свободной,
личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным
фактором
национального
самоопределения;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта,
культуры
и
воспитания;
формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной
действительности;
развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей
кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций,
учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью
совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания
1. Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка

семейного

воспитания

включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание

детей

перед

всеми

иными

лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства,
многодетности,
в
том
числе
среди
приемных
родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных
семейных
духовно-нравственных
ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и
приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности
организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и
спорта,
включая
организованный
отдых
в
каникулярное
время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских
объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и
нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных
сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым,
экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного
воспитания.
Развитие

воспитания

в

системе

образования

предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем
педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и
эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных
образовательных
стандартов;
полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала
учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социальноэкономического
профилей;
содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение
уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также
на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на
формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его
потребностей,
интересов
и
способностей;
использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования
личности;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую,
трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурноспортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования
потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций
сферы физической культуры и спорта, культуры;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком,
языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;
знакомство

с

лучшими

образцами

мировой

и

отечественной

культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:
создание условий, методов и технологий для использования возможностей
информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной
сети
"Интернет",
в
целях
воспитания
и
социализации
детей;
информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности
в
соответствии
с
современными
требованиями;
содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских
культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм
поведения;
воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного
негативного
воздействия
информационных
ресурсов;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
психическому
развитию.
Поддержка

общественных

объединений

в

сфере

воспитания

предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных
объединений с образовательными организациями общего, профессионального и
дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и
творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими
деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в
управлении
образовательным
процессом;
поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в
образовательных
и
иных
организациях;
привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих,
культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском
движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных
достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское

воспитание

включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях
российского
общества;
развитие
формирование
взаимопомощи

культуры
приверженности

межнационального
идеям

интернационализма,

общения;
дружбы,

равенства,
народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным
убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия
в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации,
самоуправления,
общественно
значимой
деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным
явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:
создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и
других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по
формированию
российской
гражданской
идентичности;
формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего
ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах,
происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по
отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений
нашей
страны;
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,
флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного
туризма.
Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
осуществляется
за
счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному
выбору
добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидам;
расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными
организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том
числе
традиционными
религиозными
общинами;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных
ситуациях,
в
том
числе
проблемных,
стрессовых
и
конфликтных.
Приобщение

детей

к

культурному

наследию

предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе
литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской
Федерации;
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим
и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям
искусства
и
литературы;
создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
развитие

музейной

и

театральной

педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных,
нравственных
и
семейных
ценностей;
создание и поддержку производства художественных, документальных, научнопопулярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное,
гражданско-патриотическое
и
общекультурное
развитие
детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении
к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием
информационных технологий;
создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных
традиций
и
народного
творчества.
Популяризация

научных

знаний

среди

детей

подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержку
научно-технического
творчества
детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности
подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Физическое

воспитание

и

формирование

культуры

здоровья

включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью
и
потребности
в
здоровом
образе
жизни;
формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому
образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового
питания;
создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий
для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и
оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности
ее
использования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и
алкогольной
зависимости,
табакокурения
и
других
вредных
привычек;
предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям,
занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на
основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными
способностями
и
склонностями
детей;
использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального
поведения;
содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к
участию
в
них
детей.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:
воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности,
включая
обучение
и
выполнение
домашних
обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой
деятельности
для
осмысленного
выбора
профессии.
Экологическое

воспитание

включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной

земле,

природным

богатствам

России

и

мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков
разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред
экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационноуправленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и
информационные
механизмы.
Правовые

механизмы

включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной
правовой
базы
реализации
Стратегии;
совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на
основе
приоритетного
права
родителей
на
воспитание
детей;
развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской
среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности
других
организаций,
работающих
с
детьми;
нормативно-правовое
регулирование
порядка
предоставления
участникам
образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного
(материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического)
обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных
Стратегией.
Организационно-управленческими

механизмами

являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения
эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения,
современных
механизмов
управления
и
общественного
контроля;
консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном
уровнях;
эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании
детей;
системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других
специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и
программ
в
области
воспитания;
формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской
Федерации;
организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических

показателей

эффективности

Кадровые

реализации

Стратегии.

механизмы

включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог,
воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их
социальной
поддержке;
развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и
других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта
специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента
профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической
культуры и спорта, культуры;
модернизацию содержания и организации педагогического образования в области
воспитания;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других
социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их
профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические

механизмы

предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и
социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности,
внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы
физической
культуры
и
спорта,
культуры;
изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм
организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их
интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;
проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой
информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в развитии
личности
ребенка;
проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на
получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития
современных
российских
детей.
Финансово-экономические

механизмы

создание необходимых организационно-финансовых
эффективной
деятельности
социальных

включают:
механизмов
институтов

для развития
воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств
федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственночастного
партнерства
и
некоммерческих
организаций;
создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы
организаций
и
работников.
Информационные

механизмы

предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий,
электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов
реализации
Стратегии;
организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации
Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой
информации.

V. Ожидаемые результаты
Реализация

Стратегии

обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;
повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление
традиционных
семейных
ценностей;
создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;
развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на
межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий
общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре,
правовом
регулировании
и
эффективных
механизмах
управления;
повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а
также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры
и
спорта,
культуры;
повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников,
принимающих
активное
участие
в
воспитании
детей;
укрепление

и

развитие

кадрового

потенциала

системы

воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их
индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности
независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;
создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в
сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации
государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;
снижение

уровня

негативных

социальных

явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив,
деятельности
детских
общественных
объединений;
повышение
повышение

качества

научных

уровня

исследований
информационной

в

области

воспитания

безопасности

детей;
детей;

снижение

уровня

антиобщественных

проявлений

со

стороны

детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы
воспитания в Российской Федерации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».